29 мар. 2012 г.

Мы сравнили 25 популярных моделей автомобилей по соотношению цена/безопасность

Российские автомобилисты могут экономить на безопасности так, как европейцам и не снилось. У нас можно купить машину без АБС и подушек безопасности. Даже покупатели недешевых иномарок нередко отказываются от системы динамической стабилизации, которая в Европе в конце прошлого года вошла в список обязательного оснащения. В России можно выбирать степень риска в широких пределах. Мы сравнили 25 популярных моделей по соотношению цена/безопасность.


Если в стране каждый второй водитель — фаталист, который не верит даже в необходимость пристегиваться ремнем безопасности, высоко оценивает собственное мастерство и искренне считает, что все электронные помощники только мешают, то автопроизводители по-своему подстраиваются под такой рынок. В России нет большой необходимости соревноваться за звание наиболее безопасной машины в классе, поэтому в рамках одной категории могут сосуществовать автомобили, очень сильно отличающиеся друг от друга по оснащению, влияющему на безопасность.
Речь не только о самых дешевых моделях, у которых встречаются абсолютно «пустые» комплектации. Даже в «гольф-классе» мы наблюдаем весьма большой разброс вариантов! Многие ли знают, что у Toyota Corolla вообще нет комплектаций с ESP, хотя четыре подушки безопасности — уже «в базе»? У начальной версии Skoda Octavia лишь одна подушка, но ESP можно получить за доплату. Ну а все версии Honda Civic нового поколения оснащены шестью подушками и ESP. Впрочем, это одна из самых дорогих моделей в классе...
Увеличить
К счастью, среди российских автомобилистов все больше тех, кто не столько верит в судьбу, сколько в теорию вероятности. Статистические исследования не оставляют сомнений: ESP уменьшает риск попадания в ДТП со смертельным исходом на 56% (в случае аварии с участием одной машины) и на 43%, если в аварии участвует несколько автомобилей. Такие данные приводит одна из самых авторитетных исследовательских организаций, занимающихся безопасностью дорожного движения, — Insurance Institute for Highway Safety (США).
О том, как работают ESP и другие системы, и почему они столь эффективны, мы уже не раз рассказывали нашим читателям. Ниже мы приводим ссылки на предыдущие публикации, а в этой статье постараемся определить, какие конкретно модели можно назвать рекомендуемыми покупками с точки зрения безопасности.

Как мы сравнивали

По-настоящему объективные сведения о безопасности той или иной модели дают лишь независимые краш-тесты, однако на Западе в испытаниях, как правило, участвуют экземпляры, оснащенные максимальным числом подушек, также в зачет идет и наличие ESP. А сколько звезд заработают «пустые» версии, продающиеся у нас, сложно судить. Не говоря уже о том, что многие модели на нашем рынке вообще не проходили краш-тестов Euro NCAP.
Увеличить
Мы постарались суммировать всю имеющуюся информацию о безопасности той или иной модели: многие из машин не тестировавшиеся в Европе, испытаны нашими коллегами из Авторевю по методике, близкой к Euro NCAP (их версия краш-теста называется ARCAP). Мы постарались учесть эти результаты. Также мы с пристрастием оценили наличие у выбранных нами машин разного рода оборудования, повышающего безопасность, причем всё прочее оснащение в данном случае в расчет не брали: если его можно вычеркнуть, не пожертвовав безопасностью, мы так и делали. Таким образом мы выяснили минимальные цены на самые безопасные версии той или иной модели.
Параллельно мы приводим цены и оснащение базовых версий тех же машин. Порой разброс между минимальной и «безопасной» комплектацией столь велик, что волей-неволей задумаешься об экономии.
Те или иные автомобильные марки иногда используют несколько разную терминологию в описании своих электронных систем. Несведущий покупатель может запутаться во всех этих сокращениях: EBD (система распределения тормозных усилий), EBA (система помощи при экстренном торможении), TCS (противобуксовочная система) и т.д. На деле перечисленные чудеса техники — это не отдельные устройства, а функции, которые реализуются через блок управления антиблокировочной системы тормозов и системы динамической стабилизации. Сопоставляя конкурирующие модели автомобилей, мы, в первую очередь, интересовались наличием у той или иной машины АБС и ESP, а вторичные функции в расчет не брали.
Все данные мы свели в единые таблицы по каждому из классов. Красным отмечены негативные параметры, отличающие ту или иную модель от большинства конкурентов. По каждому автомобилю мы приводим подробные пояснения, почему он занял строчку выше или строчку ниже, чем ближайший конкурент.

Российские модели и компактные иномарки до 335 000 руб.

Как бы ни ругали мы вазовскую продукцию за низкое качество и общую отсталость, но если судить по «безопасному» оснащению, то вовсе не тольяттинские модели являются аутсайдерами своего класса. Тот факт, что Daewoo Nexia во втором десятилетии XXI века принципиально не оснащается ни подушками, ни АБС даже в самых дорогих комплектациях, можно назвать поистине вопиющим.
Увеличить
Правда, утверждать, что модели Lada безопаснее, можно лишь с большими оговорками. В сравнении с более современными иномарками B-класса, о которых речь пойдет в следующей главе, — небо и земля. В случае с машинами из самой доступной ценовой категории основная проблема — это устаревшая конструкция кузова, которая не способна эффективно поглотить удар. Поэтому даже модификации с подушками безопасности демонстрируют невысокие результаты в краш-тестах.
  Цена базовой версии (руб.) АБС Число подушек в базе ESP Цена наиболее безопасной версии от (руб.) Оснащение самой безопасной версии Краш-тест (число звезд)
Lada Priora 331 000 В дорогих комплектациях 1 Не предусмотрено 407 700 АБС, 2 подушки 3 АвтоВАЗ
Lada Kalina 276 900 В дорогих комплектациях 0 Не предусмотрено 351 600 АБС, 2 подушки 1 ARCAP
Lada Granta 229 000 Ожидается 1 Не предусмотрено 229 000 1 подушка - -
ZAZ Chance 255 000 Не предусмотрено 0 Не предусмотрено 324 000 1 подушка 2* ARCAP
Daewoo Nexia 275 000 Не предусмотрено 0 Не предусмотрено 265 000 0 ARCAP
* В краш-тесте Авторевю принимал участие Chevrolet Lanos, произведенный на заводе ZAZ и практически во всем идентичный той модели, которая сейчас выпускается под именем ZAZ Chance
Первое место мы отдали «Приоре» за лучший результат краш-теста, за наличие одной подушки безопасности уже в базовой версии и за возможность заказать АБС и 2 подушки.
«Калину» ставим на строчку ниже за то, что в базе нет подушек и за провал краш-теста (он проводился без подушек). Однако можно предположить, что версия с двумя подушками гарантированно превзойдет ZAZ Chance, имеющий лишь одну подушку.
Самую свежую вазовскую новинку — Lada Granta — мы поставили на третье место. Эта модель конструктивно близка к «Калине», но пока на рынок не вышли комплектации с двумя подушками и АБС (они должны появиться к лету по цене около 310 000 руб.). Также Granta еще не проходила краш-тесты по методике Euro NCAP или ARCAP.
ZAZ Chance может похвастать двумя звездами в краш-тесте, но наличие лишь одной подушки и невозможность заказать АБС — серьезные недостатки, из за которых эта модель опускается ниже «Гранты».
Ну а заслуженное последнее место получает Daewoo Nexia: ни подушек, ни АБС, ни «звезд».


Компактные иномарки от 335 000 до 500 000 руб.

Увеличить
В этом классе покупателям уже доступно приличное оснащение, но лишь в дорогих комплектациях. Причем размер переплаты в сравнении с базовой версией — огромный. Сложно назвать рекомендуемой покупкой компактную иномарку ценой более 600 тысяч рублей. Большинство покупателей ограничатся двумя подушками и АБС и будут, пожалуй, правы.
  Цена базовой версии (руб.) АБС Число подушек в базе ESP Цена наиболее безопасной версии от (руб.) Оснащение самой безопасной версии Краш-тест (число звезд)
Chevrolet Aveo 444 000 В базе 2 Не предусмотрено 523 000 АБС, 6 подушек 5 Euro NCAP
Volkswagen Polo седан 429 100 9 090 руб. 2 Не предусмотрено 438 190 АБС, 2 подушки 4 ARCAP
Renault Logan 338 000 В дорогих комплектациях 1 Не предусмотрено 392 300 АБС, 2 подушки 3 (3) Euro NCAP (ARCAP)
Hyundai Solaris 443 000 В базе 2 В дорогих комплектациях 552 500 АБС, ESP, 6 подушек 2 ARCAP
Kia Rio 469 900 В базе 2 В дорогих комплектациях 659 900 АБС, ESP, 6 подушек Тест не проводился -
Самая свежая новинка в классе — Chevrolet Aveo — единственная среди выбранных нами доступных иномарок, заслужившая высший балл на краш-тесте Euro NCAP. И это бьет наповал таких «двухзвездных» конкурентов, как Hyundai Solaris и Kia Rio, пусть даже у них есть модификации с ESP. А вот Фольксвагеновская модель оказалась близка по безопасности к Aveo, но не во всем.
Седан Volkswagen Polo тоже с честью прошел краш-тесты: четыре звезды в испытании Авторевю — это максимальный балл по ARCAP, а на Западе хэтчбек Polo завоевал пять звезд. Однако там была разбита не продающаяся у нас модификация с 6 подушками, и ее испытывали, в том числе, на боковой удар, который она с честью выдержала. На российском рынке максимум — 2 подушки, и коллеги из Авторевю проверяли машину лишь на фронтальный удар. В общем, пять звезд, заработанные в Европе, к седану Volkswagen Polo российской сборки относятся лишь отчасти.
Renault Logan уступает вышеперечисленным моделям по числу звезд в краш-тесте и по количеству подушек в базовой версии, однако Logan тоже можно назвать рекомендуемой покупкой. Всего за 392 300 руб. можно получить версию с АБС и двумя подушками — это лучшее предложение в классе.
Как уже говорилось, Hyundai Solaris уступает конкурентам в краш-тесте, а наличие ESP мало что меняет: эта система идет только в дорогущих комплектациях, которые не назовешь оптимальным выбором: уж лучше брать за ту же сумму аналогично укомплектованную модель гольф-класса.
Kia Rio, выпускающийся в России, пока не проходил краш-тестов Euro NCAP или ARCAP (в Европе били несколько иную модель, продающуюся там под именем Rio). Но едва ли наша машина существенно отличается близкого родственника — Hyundai Solaris. Ну а в силу того, что Kia Rio дороже, он занимает последнюю строчку.


Гольф-класс от 500 000 до 700 000 руб.

Увеличить
Эта категория машин стоит на пороге серьезных перемен по части безопасности. Электроника, которая в прежние годы была доступна лишь покупателям автомобилей представительского класса, начинает внедряться на сравнительно массовых моделях. Уже в скором будущем российские Фокусы обзаведутся системой, отслеживающей дорожный поток впереди машины, и в случае, если возникла опасность столкновения, а водитель зазевался, автоматика сама произведет экстренное торможение (на Западе Фокусы с таким «автопилотом» уже продаются). Наверняка потом нас ждет и система удержание машины в своей полосе, а когда-нибудь и приборы ночного видения, распознающие пешеходов, перебегающих трассу в темноте. Впрочем, и сейчас с точки зрения безопасности современным моделям гольф-класса есть, чем похвастать. Практически для всех новинок стало нормой зарабатывать пять звезд в краш-тестах, да и с оснащением у них все в порядке. Хотя, есть и исключения.
  Цена базовой версии (руб.) АБС Число подушек в базе ESP Цена наиболее безопасной версии от (руб.) Оснащение самой безопасной версии Краш-тест (число звезд)
Ford Focus 532 000 В базе 2 Опция 699 400 АБС, ESP, 6 подушек, система мониторинга слепых зон 5 Euro NCAP
Chevrolet Cruze 548 000 В базе 4 В дорогих комплектациях 666 700 АБС, ESP, 6 подушек 5 Euro NCAP
Kia cee’d 549 900 В базе 2 В дорогих комплектациях 659 900 АБС, ESP, 6 подушек 5 Euro NCAP (до 2009 г.)
Toyotа Corolla 629 000 В базе 4 Не предусмотрено 824 000 АБС, 7 подушек 5 Euro NCAP (до 2009 г.)
Skoda Octavia 559 000 В базе 1 В дорогих комплектациях 786 900 АБС, ESP, 6 подушек 4 Euro NCAP (до 2009 г.)
Непросто определить, какой из этих бестселлеров безопаснее: Ford Focus или Chevrolet Cruze. Они оба являются более свежими разработками, чем три другие модели, попавшие в наш рейтинг, их комплектации богаче и оба они с честью выдержали краш-тесты. Но кто из них лидер? Фокус выделяется возможностью заказать систему контроля слепых зон, которая не предложена покупателям Круза. Так что, если сравнивать дорогие комплектации, то Ford выигрывает. Однако, если говорить о доступных версиях, Chevrolet — предпочтительнее. У него четыре подушки уже в базе. Получается, у каждого — свои плюсы, так что эти две модели делят в нашем рейтинге первое и второе место.
Kia ceed по большинству параметров близок к Фокусу и Крузу, но, в отличие от Chevrolet, у него в базе лишь две подушки, а в отличие от Форда он не имеет опциональной системы мониторинга слепых зон. Из-за этого мы ставим его ниже наших лидеров. Так же можно отметить, что краш-тест проводился по старой методике, действовавшей до 2009 года. Нельзя сказать, что его «звезды» существенно менее ценные, но до 2009 года не учитывались некоторые второстепенные нюансы (например, оценка безопасности передних кресел при ударе сзади).
Toyota Corolla имеет лишь одно серьезное достоинство — возможность заказать 7 подушек, однако их можно получить только в очень дорогой комплектации. А стоит ли платить больше? При фронтальном ударе эта машина заработала ровно столько же баллов за защиту седоков, сколько и гораздо более дешевый Kia cee’d. Но самый серьезный минус «Короллы» — это не цена, а отсутствие ESP в списке оборудования. В XXI веке для автомобиля гольф-класса это уже нонсенс.
К сожалению, по результатам краш-теста Skoda Octavia заработала на одну звезду меньше, чем конкуренты. Кроме того, эта модель отличается несколько странными комплектациями для российского рынка. Они явно подбирались не для тех, кто уделяет большое внимание безопасности. Популярные и сравнительно доступные версии «Active», оснащены всего одной подушкой безопасности, а тем, кто хочет получить больше, придется серьезно раскошелиться. Шесть подушек безопасности можно получить только в топовой комплектации Elegance, заказав дополнительный пакет, включающий также и ESP.


D-класс от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Увеличить
В этом классе экономия на безопасности практически не предусмотрена: в базовую комплектацию последних моделей, как правило, уже входит максимум оборудования. Различия лишь в том, что у кого-то максимум — это 8 подушек, а у кого-то — 6. В краш-тестах никто не продемонстрировал плохих результатов. Так что выбирать стоит в первую очередь по цене. Исключение — Chevrolet Epica.
  Цена базовой версии (руб.) АБС Число подушек в базе ESP Цена наиболее безопасной версии от (руб.) Оснащение самой безопасной версии Краш-тест (число звезд)
Ford Mondeo 727 500 В базе 7 В базе 727 500 АБС, ESP, 7 подушек 5 Euro NCAP (до 2009 г.)
Mazda6 767 000 В базе 6 В базе 767 000 АБС, ESP, 6 подушек 5 Euro NCAP (до 2009 г.)
Opel Insignia 777 000 В базе 6 В базе 887 000 АБС, ESP, 8 подушек 5 Euro NCAP
Volkswagen Passat 908 000 В базе 6 В базе 920 680 АБС, ESP, 8 подушек 5 Euro NCAP
Chevrolet Epica 667 900 В базе 6 В дорогих комплектациях 775 300 АБС, ESP, 6 подушек Тест не проводился -
Самую продаваемую в России модель D-класса — Ford Mondeo — можно назвать рекомендуемой покупкой, в том числе — и с точки зрения безопасности. Все дело в ценах: то же количество звезд, что и у конкурентов, и аналогичное оснащение получаешь чуть дешевле.
Mazda6 по большинству параметров близка к Mondeo. Однако, если Ford доступнее за счет российской сборки, то за Мазду просят несколько больше.
Opel Insignia позволяет заказать аж 8 подушек, но уверенно утверждать, что он будет при этом безопаснее, мы не можем. Эта модель, в отличие от вышеперечисленных, оценивалась по более свежей методике Euro NCAP, так что звезды нельзя сопоставлять напрямую (но, по сути, результат краш-теста Insignia не хуже лидеров). Но он даже в базовой комплектации дороже Форда и Мазды, а за версию с 8 подушками просят настолько больше, что привлекательность такой покупки сходит на нет.
Volkswagen Passat вряд ли уступает кому-то из конкурентов по безопасности, но, к сожалению, превосходит их по цене — отсюда лишь четвертое место.
Chevrolet Epica стоит особняком. Краш-тест по методике Euro NCAP она не проходила вовсе. Пусть Epica доступнее других машин D-класса, но отчасти снижение цены достигнуто именно за счет более бедного оснащения. Лишь у нее в базе нет ESP. А если укомплектовать Эпику системой динамической стабилизации, то весь выигрыш в цене испаряется.


Кроссоверы от 700 000 руб. до 1 000 000 руб.

Увеличить
Не все «паркетники» могут похвастать высшим рейтингом по Euro NCAP, и не каждая модель имеет полный набор «безопасного» оборудования уже в базовой версии. Таким образом, расстановка кроссоверов по соотношению цена/безопасность вполне очевидна.
  Цена базовой версии (руб.) АБС Число подушек в базе ESP Цена наиболее безопасной версии от (руб.) Оснащение самой безопасной версии Краш-тест (число звезд)
Nissan Qashqai 780 000 В базе 6 В базе 780 000 АБС, ESP, 6 подушек 5 Euro NCAP (до 2009 г.)
Volkswagen Tiguan 899 000 В базе 6 В базе 899 000 АБС, ESP, 6 подушек 5 Euro NCAP
Kia Sportage 859 900 В базе 2 В дорогих комплектациях 979 900 АБС, ESP, 6 подушек 5 Euro NCAP
Toyota RAV4 967 000 В базе 7 В базе 967 000 АБС, ESP, 7 подушек 4 Euro NCAP (до 2009 г.)
Mitsubishi Otlander XL 949 000 В базе 2 В дорогих комплектациях 1 129 000 АБС, ESP, 6 подушек 4 Euro NCAP (до 2009 г.)
Если нужен «паркетник», оснащенный всем оборудованием при минимальной цене и имеющий «пятизвездный» рейтинг по Euro NCAP, то Nissan Qashqai вне конкуренции.
Volkswagen Tiguan с точки зрения безопасности ни в чем не проигрывает Ниссану, но «немец» дороже, и потому мы его ставим на строчку ниже.
Базовый Kia Sportage проигрывает двум лидерам рейтинга по оснащению (у него нет ESP и лишь две подушки). Ну а получить полный набор оборудования, повышающего безопасность, можно лишь в топовой комплектации Luxe, и такой «кореец» становится уже существенно дороже Тигуана и тем более Кашкая.
Даже наличие семи подушек безопасности не помогло Toyota RAV4 получить пять звезд в краш-тесте. Да и цена — не самая доступная.
Mitsubishi Outlander XL — безоговорочный аутсайдер. По набору оборудования, повышающего безопасность, его базовая комплектация сравнима с Hyundai Solaris, стоящим вдвое дешевле. А цена версии со всем необходимым оборудованием переваливает за 1,1 млн руб.


Путеводитель по системам безопасности

Подушки безопасности. Используются для смягчения удара и поддержки тела во время столкновения. Даже АвтоВАЗ недавно принял решение, что все новые модели, начиная с Гранты, будут в обязательном порядке оснащаться хотя бы одной подушкой. Абсолютное большинство мировых автопроизводителей признали необходимость этого оборудования много лет назад. В США еще с 80-х годов все автомобильные марки в обязательном порядке включают водительскую подушку в стандартное оснащение.
АБС или ABS (Антиблокировочная система или Anti-lock braking system). Система при экстренном торможении не дает колесам блокироваться, что предотвращает потерю управляемости автомобиля и позволяет маневрировать (без АБС во время торможения на заблокированных колесах автомобиль продолжает двигаться по инерции по траектории, которую, как ни крути «баранку», изменить не удастся). Антиблокировочная система позаимствована автопромом у авиации: на самолетах еще в 20-е годы прошлого века появился механический прообраз АБС.
ESP (Electronic Stability Program или система динамической стабилизации). Система путём выборочного подтормаживания колёс, контролирует поперечную динамику автомобиля, предупреждает потерю управляемости, помогает держать автомобиль на траектории, близкой к заданной водителем, и стабилизирует его. Продвинутые системы могут бороться и с заносами, и со сносами. С ESP больше вероятность остаться в пределах дорожного полотна и меньше риск переворота.
Новые чудеса техники. В XXI веке электронные помощники освоили новые «трюки». На люксовых моделях уже широко распространены системы автоматического экстренного торможения, системы удержания автомобиля в своей полосе, камеры ночного видения, радары, контролирующие дистанцию до впередиидущей машины, и много другое. Постепенно это оборудование перекочевывает и на более доступные модели.
Павел Ёлшин
Фото фирм-производителей, Виталия Кабышева и Павла Ёлшина

Источник: mail.ru