3 сент. 2014 г.

Обзор рынка легковых универсалов. Только объем и ничего лишнего

Да, их предложение на официальном рынке РФ сравнительно невелико, о каком-то выборе можно говорить только с учетом максимально широкой модельной линейки по классам и «неограниченной» вилки цен. И все же на фоне всего прогресса традиционный универсальный кузов еще не отмер, он даже спокойно себе эволюционирует вместе с базовыми моделями. Вот только говоря «ничего лишнего», приходится все же лукавить — многие модели универсалов несут в себе не только объем багажника как таковой, и это непременно сказывается на стоимости.

Жилая зона и подвал

Нынешний дизайн и соображения аэродинамики диктуют отнюдь не прямоугольную форму кузова даже в универсалах, ведь они тоже должны быть красивыми, тихими и экономичными. В связи с чем верхний объем кузова и дверной проем может быть «урезан» так, что шкаф или холодильник не во всех случаях свободно войдет. Но хотя бы «основание» универсального багажника просто обязано радовать всеми преимуществами.
Казалось бы, формальной, но самой привлекательной характеристикой универсалов выступает именно фактический объем багажных отсеков, который обычно дается в литрах и двух значениях — минимальном и максимальном с учетом положения задних сидений. На сегодня в замере багажников участвуют два подхода: техничный европейский по методике VDA — кубиками, и более практичный американский по методике SAE — чемоданами. В последнем случае «литраж» обычно меньше, но с точки зрения типичного багажа реальнее. Европейский стандарт точнее, он «математический», на него опирается большинство реализуемых у нас автомобилей, хотя вместимость универсалов — понятие все же более широкое, и сухие цифры замеров надо принимать в известной степени абстрактно.
Как говорят современные эргономисты и подтверждает житейский опыт: дело не столько в литрах объема, сколько в удобстве его использования. Мы видим, что минимальный объем багажника универсалов не слишком превосходит таковой у седанов — это с учетом замеров по VDA от пола до шторки, когда в случае высокого пола это расстояние бывает не столь уж значительным. Однако именно универсал всегда готов к большему, достаточно свернуть шторку, а если сложить задний диван, то получаем уже фургончик. Как правило, с ровным полом, что, кроме всего, позволит организовать и спальню.
В этой же связи схема трансформации задних сидений — одна из важных деталей в универсале. Если спинки просто кладутся на подушки, то «чистая» длина отсека получается максимальной и ограничивается только передними креслами, но в этом случае спинки дивана могут лежать с заметным наклоном. Ровный «плац» гарантирован, если сначала поднимаются подушки, а на их место кладутся спинки, но тогда длина отсека «прерывается» поднятыми подушками.
Кроме того, в большинстве случаев спинки заднего дивана складываются в пропорции 60:40, что по-своему ограничивает грузопассажирские способности. Оптимально было бы в пропорции 40:20:40, когда при двух пассажирах (или двух детях с креслами) можно перевозить длинномеры, но такая вариация приемлема для моделей большего класса и вообще для наиболее дорогих. Как альтернатива — выбор вариантов 60:40 со специальным лючком в спинке, хотя обычно это тоже привилегия более дорогих комплектаций. В «продвинутых» универсалах предусмотрено и дистанционное складывания спинок — со стороны багажника одним нажатием клавиши, но такой комфорт тоже из разряда дополнительно оплачиваемых.
Пол универсала должен быть не только ровным, но и прочным, с хорошей опорой в нескольких точках — на случай перевозки тяжелых малогабаритных грузов. Конечно, гири не есть подходящий пример повседневного багажа, но к подобным сюрпризам багажник должен быть готов. Не последнюю роль для багажника играет сама форма стенок и площадки — желательно, с минимальным выступом колесных арок. В этом смысле легковые универсалы с их обычным размером колес имеют преимущество, а если конструкторы позаботились о компактности подвески, то багажник должен получиться самой правильной геометрической формы, без «незадействованных» пустот.
Ну и отделка немаловажный фактор: пластик практичен, но скользкий и создает шум, а уютное и «цепкое» ворсовое покрытие требует более бережного отношения. В обоих случаях подстилки, резиновые коврики, фиксирующие и разделительные сетки — предмет дополнительных забот для владельца и бизнес для производителей аксессуаров. Если петли и крючки должны предусматриваться стандартно, то прочие элементы органайзера идут как дополнительная статья расходов — в качестве опций или штатно в дорогих исполнениях. Например, эффектно и эффективно смотрятся подвижные напольные системы фиксации багажа, но в базовом оснащении таких не предусмотрено даже у дорогих моделей.
В универсалах немалую роль играет и «подвал». В домашних подвалах хранят запасы, укрываются на случай воздушной тревоги и прочих опасностей, с ними связаны какие-то тайны и мистика, а нынешние подвалы в виде «цокольных этажей» представляют собой важные функциональные помещения. Современные универсалы тоже должны привлекать скрытыми возможностями, интриговать потайными ходами и лабиринтами подпольного объема, хотя бы в качестве опции, но лучше как стандартное оснащение.
Удобное хранение штатных дорожных принадлежностей, включая запасное колесо — вообще дело святое. Особенно с учетом полноразмерных запасок, которые по-прежнему популярны в России, а ведь в этом случае отнимается до 50 литров полезного объема. В общем, при выборе универсала багажный отсек надо изучить от и до, заранее оценить всевозможные варианты его использования — иначе зачем затевать его покупку?

Доступные «университеты»

Нельзя сказать, что универсал как тип легкового транспорта, выросший именно из седана, не был знаком российским автомобилистам до «эпохи освобождения». Еще в конце 50-х в отечестве появился первый серийный универсал Москвич-423 на базе седана 402-ой модели, и производство таких машин для частного использования, в общем-то, уже не прекращалось. В 1967-ом даже появился Москвич-427 с откидной двустворчатой дверью, хотя потом эту «модную фишку» заменили на более простую цельную дверь.

Москвич-423Н как представитель первой династии советских серийных универсалов, спроектированный на базе седана и предлагавшийся в свободную продажу (если так можно назвать существовавшие тогда правила приобретения автомобилей частными лицами). Москвич-423 появился в 1957 году и выпускался до середины 60-х, пока его не сменила модель нового поколения. До появления ВАЗ-2102 (в 1971 году) универсалы московского автозавода вообще являлись единственными в своем роде
Грузопассажирские варианты выпускались и на базе «Волги», и все же в деле массовой универсализации особую роль сыграли заднеприводные ВАЗовские «двойка» и особенно «четверка» — с переносом на другие сборочные площадки выпускавшаяся вплоть до 2012 года.
И сейчас ВАЗ является, по сути, единственным из традиционных отечественных автозаводов, кто массово производит легковые универсалы в самой доступной ценовой нише. Только теперь это исключительно переднеприводные модели, причем их сразу три, разной вместимости и с возможностью выбора комплектаций. Появившийся в 2013-ом универсал на базе второго поколения «Калины» не только доступен с тремя двигателями, включая самый мощный в 106 сил, но и дал возможность приобрести такую машину с 4-ступенчатой АКП японской фирмы Jatco, которая идет в паре с 98-сильным двигателем. Заимствованный Lada Largus вариантов с АКП не предполагает, зато сейчас это самый вместительный ВАЗовский универсал, к тому же с возможностью 7-местного исполнения.

Lada Kalina
Но и списывать со счетов «Приору» тоже оказалось рано: несмотря на прежде озвученные планы свернуть производство наследника «десятки» в 2015 году и явные трудности со сбытом, выпуск модели продлили еще на несколько лет. Год назад Priora обновилась, получила 106-сильный двигатель, мультимедийную систему, систему курсовой устойчивости, а в рамках поддержки спроса ожидается еще как минимум один рестайлинг.

Lada Largus
Более того, именно Lada Priora уже с сентября текущего года первой в истории завода примерит роботизированную коробку! Причем это отечественный агрегат на базе родной ВАЗовской МКП, с одним сцеплением фирмы Valeo и электрической частью фирмы ZF. Разработку АМТ (автоматизированная механическая трансмиссия) на ВАЗе начали еще десять лет назад по аналогии с европейскими недорогими роботами, с прицелом на новую модель С-сегмента, а ставить будут и на «Гранту», и на Datsun. В отличие от «Калины» с АКП, на «Приоре» робот пойдет пока только с самым мощным, 106-сильным двигателем, и эта коробка почти в два раза дешевле японского автомата — прибавка в стоимости примерно на 20 000 рублей. Уже осенью можно будет приобрести универсал Priora с роботизированной трансмиссией.

Lada Priora
Из иностранных самыми доступными выступают универсалы на базе компактных моделей В-сегмента, то есть одноклассники «Калины». Вот только предложение в этом сегменте крайне ограничено, по сути, на сегодня это только Seat Ibiza ST и Skoda Fabia Combi. Причем второй уже из разряда уходящих и пока без видимой замены: грядет Fabia нового поколения в кузове хэтчбек, а вот о новом универсале еще ничего не известно. Реализуемый ныне Combi получается не только самым доступным по цене, но и уникальным по части выбора двигателей — три бензиновых варианта традиционной конструкции плюс 6-ступенчатая АКП (но только в паре с 1,6). Правда, базовый двигатель здесь в 3-цилиндровом исполнении, стандартное оснащение универсала по сравнению с хэтчбеком вроде и не пустышка (есть хотя бы две подушки, ABS, борткомпьютер, кондиционер), но все другие радости доступны только в качестве опций или в более дорогой комплектации.

Seat Ibiza ST
Если, опять же, судить по литражу багажника, у более свежего Seat Ibiza ST он поменьше, а цены повыше, в том числе на опции, но здесь и другие приоритеты. Базовое оснащение богаче (есть подогрев сидений и обогрев форсунок омывателя, автокорректор фар), а в силовой гамме уже предусмотрен бензиновый турбомотор и роботизированные коробки. Да и дизайн интереснее, во всяком случае, компактный универсал Ibiza ST выглядит гармонично и в какой-то мере со спортивной выправкой. При всем автомобиль еще дает возможность предпочесть менее прихотливые двигатели (атмосферные и с распределенным впрыском).

Среднеобъемные

И все же самые популярные — универсалы в линейках моделей С-сегмента, некая золотая середина по основным показателям, а в иных случаях с очевидными преимуществами. Скажем, Ford Focus в третьем поколении не удался по багажникам ни в хэтчбеке, ни тем более в седане (слишком мелкий проем и маленькая высота — крупногабариты категорически не лезут). Поэтому универсал в этом семействе самый подходящий грузоперевозчик, даже с учетом нерекордного в классе «литража» в минимальной конфигурации багажника. Вот только выбор невелик: два уровня комплектаций, причем минимальная оснащена богаче, чем базовые варианты для седана и хэтчбека, что по цене делает универсал более «престижным». Особенно с автоматической трансмиссией: из «автоматов» только робот, причем идет он только с более мощными двигателями и в более дорогой комплектации.

Ford Focus
Для Skoda Octavia проблем с вместительностью багажника нет: здесь и лифтбек очень емкий, и в какой-то мере представляет собой вариант универсала. Однако в новом поколении модели тоже не стали отказываться от еще большей возможности — весной появился универсал, который сразу стал самым объемным в классе. Как и лифтбек, универсал также получил новый базовый двигатель: атмосферный 1,6 литра мощностью 110 л.с., который доступен с МКП и 6-ступенчатой АКП. Это сделало машину доступней по сравнению с турбоверсиями, хотя базовое оснащение довольно бедное и без предусмотренных опций вряд ли будет интересным.
Кроме того, Octavia Combi дает возможность приобрести универсал с полным приводом без лишнего антуража в стиле кроссоверов. Этим сейчас увлеклись многие производители, в том числе свой вариант ожидается и у Skoda — новый Octavia Scout должен появиться осенью. Впрочем, сейчас мы все же рассматриваем «чистый» жанр, и, к сожалению, даже Skoda не предлагает доступный вариант полноприводного универсала — мощный турбомотор, роботизированная коробка, хорошее оснащение, и в результате «отпугивающая» цена, как у нормального кроссовера.

Skoda Octavia Combi Новое поколение универсала также включает менее дорогой атмосферный двигатель 1,6 литра, доступный с МКП и АКП, но базовое оснащение (две подушки, ABS, борткомпьютер) многих покупателей «заставит» доплачивать за опции, которые щедро и недешево предлагаются и для базового уровня. Среди опций здесь числится и двойной пол багажника, что в комплекте обойдется в 9800 рублей
В текущем году данный сегмент обзавелся еще одной новинкой — универсалом Seat Leon ST, где приличный багажный «литраж» воплощен в неординарную форму, да есть и много других особенностей. В отличие от Octavia Combi, здесь иная линейка бензиновых двигателей (все турбо) и в целом сравнительно большой выбор по комплектациям, а «входная» версия по цене одна из самых доступных в классе. Однако базовый вариант не бесспорный: двигатель слабоват, в оснащении предусмотрено шесть подушек, система стабилизации, датчик давления, но заднее сиденье складывается целиком, музыки нет, а кондиционер возможен как опция. Второй уровень оснащения уже включает все необходимое, но и стоимость заметно возрастает. Если же обращаться к верхним комплектациям, то этот универсал можно приобрести и с адаптивной подвеской, такой же, какую имеет и новый Golf.

Seat Leon ST Базовая версия Classic предполагает единственный двигатель 1,2 литра и только с МКП, оснащение не самое бедное, но и здесь популярные вещи идут в качестве опций (так, за кондиционер придется доплатить 38 000 рублей). Исполнение багажника с двойным полом имеют только средний и верхний уровни комплектаций, также здесь предусмотрено складывание спинок со стороны двери, а как опция это обойдется в 10 400 рублей
В линейке Opel «универсальная» тема в С-сегменте пока самая развитая: присутствует два универсала — модель предыдущего поколения Astra Family еще в продаже, однако с последними наценками конкурентные преимущества уже не столь очевидны. Базовое оснащение достойное (четыре подушки, подогрев сидений, CD, кондиционер, сигнализация), традиционная силовая часть, но АКП доступна только с двигателем 1,8 литра, и цена уже свыше 800 тысяч. Универсал в новом поколениим — Astra Sports Tourer, отличается широтой комплектаций, в качестве базового тоже предлагает атмосферный двигатель 1,6, причем с ним же доступна 6-ступенчатая АКП и в целом пять вариантов оснащения. Но базовый двигатель отнюдь не делает этот универсал «бюджетным», разница в стоимости с хэтчбеком и даже седаном в тех же версиях весьма существенная. А такая полезная мелочь, как лючок в спинке заднего дивана, штатно предусмотрена только в топовой версии Cosmo

Opel Astra Family (слева) и Opel Astra ST (справа)
В прошлом году на российский рынок вышел еще один универсал, укомплектованный атмосферными бензиновыми двигателями и классической 6-ступенчатой АКП — это Chevrolet Cruze SW. Причем в отличие от седана и хэтчбека, базовый двигатель 1,6 в универсале развивает более высокую мощность, но «автомат» доступен только с двигателем 1,8 литра. Предусмотрено три уровня оснащения, где в базе четыре подушки, ABS, борткомпьютер, кондиционер, CD, подогрев сидений.

Chevrolet Cruze SW
Корейское предложение из нового поколения предлагает универсалы в более эффектном исполнении дизайна, при этом ожидаемо по технической части: традиционный выбор двигателей и трансмиссии (МКП и 6-АКП) и хорошее базовое оснащение (шесть подушек, кондиционер, CD, AUX, USB, iPod, шесть динамиков, «мультируль»). И еще несколько фиксированных комплектаций, что принципиально отличает их от ряда европейских моделей, где многое «строится» за счет опций. Между Hyundai i30 и Kia cee’d SW, конечно, есть некоторые отличия в оснащении (i30 чуть богаче, но и цена повыше), однако основная разница кроется под капотом — i30 доступен и с дизельным двигателем. Причем только в единственном варианте исполнения — в паре с АКП и с лучшим оснащением (система стабилизации, отделка кожей, ионизатор).

Hyundai i30

Kia cee'd SW

Большие вагоны

Универсалы на базе моделей D-сегмента бывают разные по объему багажника, не все отличаются «вагонным» запасом грузового пространства, но к утилитарным их не отнести в любом случае. Исходя из позиционирования, это в какой-то мере престиж линейки: оснащение, уровень цен — все об этом говорит. То есть, приобрести «вагон» только ради большого грузового отсека в этом сегменте уже не получится, и это касается даже моделей демократичных марок, например, Citroen C5 Tourer. Хотя уместнее это сказать об универсале Hyundai i40: доступен с уровня Comfort (семь подушек, ESP, электронный ручник, отделка кожей и пр.), а двигатели (включая дизель 1,7 литра) только в паре с АКП.

Citroen C5 Tourer

Hyundai i40
Есть, конечно, свои рекордсмены по вместимости, настоящие «вагоны». Это Skoda Superb Combi — размеры, «литраж» и размах комплектаций заявляют его даже выше классом. Впрочем, на причуды классификации сейчас приходится закрывать глаза — строгих критериев по всем параметрам все равно нет, поскольку нет единства формы и содержания.

Skoda Superb Combi
Так, Opel Insignia Sports Tourer в составе обновленного в прошлом году семейства «вытянут» аж на 4,9 метра, то есть он даже длиннее, чем Superb Combi (чуть более 4,8 метра), однако емкость багажника скромнее, да и выбор комплектаций проще. Размеры и вместимость нового BMW 3 Touring по сравнению с ними — вообще из разряда «компактных», но при этом никто не принизит его классовую состоятельность — этот универсал предлагается без особого выбора, зато в богатом исполнении, с полным приводом и мощными моторами, которые идут в паре с 6-МКП или с 8-ступенчатой АКП.

Opel Insignia ST
В текущем году сегмент наиболее вместительных и дорогих универсалов по-своему находится в состоянии «ожидания багажа». Грядет смена поколения VW Passat — созданная на модульной платформе MQB новая модель официально предстанет миру в ближайшее время (на Парижском автосалоне), а с 2015-го будет в продаже. То есть сейчас пока еще остается прежний Variant, но вскоре он уступит место универсалу, скроенному по всем нынешним канонам: легче, экономичнее, но при этом еще вместительнее — и без того внушительный объем багажника перекрыт на 47 и 49 литров в минимуме и максимуме (то есть теперь 650-1780 литров).

Volkswagen Passat Variant
Отложенная премьера нового (пятого) поколения Audi A4 дает отсрочку и появлению нового Avant, но эти ожидания должны оправдаться сполна. Ведь предыдущее поколение, не считая обновлений, известно еще с 2007 года, и хотя для универсала имеются полноприводные версии, а также нестандартный для Audi двигатель 1,8 в дефорсированной до 120 л.с. мощности, сейчас все это не может характеризовать марку. Зато сможет следующее, инновационное поколение, где и материалы другие, и уже гибридные силовые установки обещаются.

Audi A4 Avant
Ну а уже осенью 2014-го ожидается интересный «вагончик» на платформе Mercedes C-класса нового поколения, дебютировавшего у нас в текущем году. Он длиннее предшественника на 100 мм, но, судя по всему, задача ставилась не столько раздуть универсал, сколько придать ему изящные формы и «выжать» из двухобъемного кузова максимум удобств. Здесь предусмотрены не только складывание заднего дивана в пропорции 40:20:40, но и электропривод этих сидений, а также открывание задней двери ногой — проведя ею под бампером, хотя в автомире это уже не эксклюзив.

Mercedes-Benz C-Klasse Estate
Точные цены еще не объявлены, но «погрузочная высота» в этом плане обещается разной. С учетом нескольких вариантов двигателей, где базовым выступает бензиновый турбомотор 1,6 литра в 156 сил, а также множества исполнений, включая варианты с полным приводом и пневмоподвеской, новый универсал от Mercedes подразумевает «широту» покупательских интересов к этому виду легковых автомобилей.
Да и сам факт появления новых универсалов «народного» и премиум-класса говорит о продолжении рода. Главное, чтобы дальнейшая судьба этого сегмента не переродилась только в «элитарную» форму существования, тенденции к чему имеют место. Во всяком случае, на российском официальном рынке. Источник: drom.ru

Легковые универсалы разного класса в официальной продаже, ориентировочные цены (сентябрь 2014 года)
Модель Объем багажника, л Объем/мощность, л/л.с. Цена, тыс. руб.
Audi A4 Avant 490–1430 1,8/120 1290–1360
Audi A4 Avant 490–1430 1,8/170 1430–1500
Audi A4 Avant 490–1430 2,0/150 1582
Audi A4 Avant 490–1430 2,0/225 1668–1738
Audi A4 Avant 4х4 490–1430 1,8/170 1514
Audi A4 Avant 4х4 490–1430 2,0/225 1752–1822
BMW 3 Touring 4x4 495–1500 2,0/184 1660–1761
BMW 3 Touring 4x4 495–1500 2,0/245 1965–2066
Citroen C5 Tourer 505–1462 1,6/150 1277–1409
Citroen C5 Tourer 505–1462 2,0/138 1377–1509
Citroen C5 Tourer 505–1462 2,2/204 1666
Chevrolet Cruze SW 500–1478 1,6/124 727–775
Chevrolet Cruze SW 500–1478 1,8/141 762–887
Ford Focus 476–1502 1,6/105 745
Ford Focus 476–1502 1,6/125 769–860
Ford Focus 476–1502 2,0/150 903
Hyundai i30 528–1642 1,6/130 740–950
Hyundai i30 528–1642 1,6/128 900
Hyundai i40 553–1719 2,0/150 980–1270
Hyundai i40 553–1719 1,7/136 1150–1310
Kia cee’d SW 528–1642 1,6/129 715–1010
Lada Kalina от 361 1,6/87 335–387
Lada Kalina от 361 1,6/106 396–440
Lada Kalina от 361 1,6/98 436–489
Lada Priora от 444 1,6/98 384–468
Lada Priora от 444 1,6/106 458–463
Lada Largus от 560 1,6/87 398–422
Lada Largus от 560 1,6/106 472–478
Opel Astra Family 490–1590 1,6/115 740–805
Opel Astra Family 490–1590 1,8/140 800–845
Opel Astra ST 500–1550 1,6/115 744–927
Opel Astra ST 500–1550 1,4/140 878–970
Opel Astra ST 500–1550 1,6/170 1025
Opel Astra ST 500–1550 2,0/130 1025
Opel Insignia ST 540–1530 1,8/140 1012–1117
Opel Insignia ST 540–1530 1,6/170 1131–1189
Seat Ibiza ST 430–1164 1,4/85 640–693
Seat Ibiza ST 430–1164 1,6/105 673–767
Seat Ibiza ST 430–1164 1,2/105 736–778
Seat Leon ST 587–1470 1,2/86 707–758
Seat Leon ST 587–1470 1,2/105 779–758
Seat Leon ST 587–1470 1,4/122 867–907
Seat Leon ST 587–1470 1,4/140 921–960
Seat Leon ST 587–1470 1,8/180 1035–1085
Skoda Fabia Combi 490–1470 1,2/69 от 549
Skoda Fabia Combi 490–1470 1,4/86 589–634
Skoda Fabia Combi 490–1470 1,6/105 634–709
Skoda Octavia Combi 588–1718 1,6/110 729–967
Skoda Octavia Combi 588–1718 1,4/140 909–1022
Skoda Octavia Combi 588–1718 1,8/180 991–1104
Skoda Octavia Combi 588–1718 2,0/143 1049–1122
Skoda Octavia Combi 4х4 588–1718 1,8/180 1081–1154
Skoda Superb Combi 604–1835 1,8/152 1139–1291
Skoda Superb Combi 604–1835 2,0/140 1376–1516
Skoda Superb Combi 604–1835 2,0/200 1476–1614
Skoda Superb Combi 4х4 604–1835 3,6/260 1913–2013
Volkswagen Passat Variant 603–1731 1,4/122 1092–1172
Volkswagen Passat Variant 603–1731 1,4/150 1548–1608
Volkswagen Passat Variant 603–1731 1,8/152 1236–1400
Volkswagen Passat Variant 603–1731 2,0/170 1709