5 сент. 2014 г.

Fiat Punto «Я робот»

Что может послужить отправной точкой для тюнинга автомобиля? Да что угодно. Вопрос в другом: к чему может привести тюнинг? Ибо далеко не всегда получившийся проект соответствует первоначальной задумке. А иногда идеи появляются в буквальном смысле по воле случая…

Роботознание


Audi RSQ Concept — ну чем не автомобиль-мечта?
Примерно так и случилось с москвичом Ильей Архиповым. В мечтах было приобретение Mitsubishi Eclipse. Но обстоятельства позволили взять лишь немолодой уже Fiat Punto самого первого поколения, 1998 года выпуска. Как же он был далек от автомобиля-мечты — футуристичного спорткупе Audi RSQ Concept, засветившегося в фильме «Я робот» с Уиллом Смитом в главной роли. И то верно: что общего у скромного и компактного семейного хэтчбека со спортивным прототипом? Но желание изменить имеющийся автомобиль от этого, слава богу, не пострадало. Будучи художником-аэрографом, Илья начал с логичного шага — разрисовки машины своими силами. Правда, фотографий машины в то время Илья почти и не делал — кто ж знал, как оно обернется в дальнейшем то...
В это же время Илья оказался в тюнинг-ателье, работающем с корабельным волокном. Здесь он научился делать обвесы и другие подобные кузовные элементы. Естественно, новые навыки стал применять и на своем Фиатике, начав с тех самых обвесов. Позже появилось желание расширить колесные арки. Здесь возникли первые сложности, связанные с адаптацией новых широких колес с увеличенным вылетом. Малолитражный Пунтик — не спорткар, и просто так широкие диски поставить было сложно.

При расширении колесных арок не обошлось и без использования монтажной пены. А что? — вполне себе универсальный материал для задачи нужной формы
Вот тут-то и подвернулся Его Величество Случай. Илье достался заказ на раскраску пластикового чехла запасного колеса для внедорожника. В процессе работы крышка этого чехла была случайно поставлена к колесу Фиата. И тогда-то и вспомнилась давняя мечта о фантастической Audi. Закрытые колеса: вот что надо для Punto! В голове появилось видение машины и, что самое главное, то, как этого достичь.
Закрытые арки решали главный вопрос с установкой широких колес: теперь необходимость в них отпала — все равно видно не будет. Хотя колеса все же пришлось поискать особые — чтобы обеспечить более-менее приемлемый уровень управляемости машины. Требуемая ковка с шинами 195/45 R15 нашлись с 3-й попытки. Сделать требуемые арки с расширением труда для Ильи не составило. В результате уменьшенный вылет, заниженная резина и ограниченный ход рулевой рейки позволили свести на нет контакты колес с кузовом в поворотах.

Многие, кто впервые видит машину, задаются вопросом — как она поворачивает? А вот так, за счет приличного запаса места в арках — это хорошо видно при демонтированных обтекателях
Логичным продолжением изменений стали и бамперы: негоже оставлять стоковые изделия на таком автомобиле! К тому же потребовалось организовать дополнительное охлаждение тормозных дисков в закрытых арках. А использование все того же корабельного волокна сделало бамперы еще и очень крепкими. Когда они сняты с машины, на них может спокойно сидеть взрослый человек. Попробуйте так же сесть на штатные пластиковые элементы серийных машин: скорее всего, после такого эксперимента бамперы придется ремонтировать.

Создатель «Робота» Илья Архипов наглядно демонстрирует прочность сделанного им бампера
Однако первоначальный вид «Робота» все еще недвусмысленно указывал на модель-донора из Италии. А хотелось чего-то действительно необычного и оригинального. К тому времени у Ильи уже появился другой автомобиль — трехдверный Fiat Grande Punto с 1,4-литровым турбомотором. В сравнении с «Роботом» это был практически гоночный болид. И естественно, что старую машину захотелось изменить в том же направлении — то есть повысить мощность и сделать еще более динамичной внешность.

Хорошая компания! На заднем плане — тот самый Grande Punto
Скажем сразу: с первым у Ильи как-то не сложилось. 1,4-литровый турбомотор под капотом «Робота» не прижился. По словам Ильи, этот мотор оказался достаточно редким и требовал много внимания в настройке, эксплуатации и обслуживании. Да и с запчастями было непросто. В результате сейчас под капот вернулся обычный 1,1-литровый 70-сильный моторчик, аналогичный «родному». Коробка — 5-ступенчатая «механика» — тоже осталась старой.

Случались и такие моменты, когда «Робот» оставался совсем без мотора...
Зато внешность изменилась и стала действительно оригинальной. Настолько оригинальной, что в машине даже знатоки не сразу могут опознать старый Punto. Основная заслуга этого — в устранении задних боковых дверей. Не просто в их маскировке, а в полной «зашивке» металлом и пластиком. Из оргстекла были сделаны новые боковые окна. Из металла — боковые панели. А обвес и расширение — все из того же корабельного волокна. Также были в очередной раз переделаны бамперы — в соответствии с новой стилистикой автомобиля. И, конечно, машина лишилась традиционной оптики, вместо которой были имплантированы светодиоды. Дополнительно спрятали дверные ручки и сделали новые наружные зеркала. Изменению подвергся даже лючок бензобака, который теперь подвешен на двойном кронштейне и открывается наподобие дверей туристического автобуса.

Даже такая обыденная деталь, как лючок бензобака, здесь сделана нестандартно
Не остался без внимания и салон Фиата. На передней панели был изменен дизайн и убраны лишние обводы и карманчики-полочки, что сделало интерьер более монолитным на вид. Полуспортивные «ковши», сменившие штатные передние кресла, были адаптированы от Lancer Evolution. Естественно, они также подверглись доработке (обтяжке) для приведения к единому стилю с остальным интерьером. Правда, задняя часть салона пока еще не завершена. Впрочем, после того как были упразднены задние двери, потребность в задних местах также стала чистой формальностью.

Салон также не остался без внимания и глубокой перестройки
Зато машина получила мощную звуковую начинку на основе «головы» Alpine, мощного 1,5-киловаттного усилителя и 70-литрового сабвуфера. Они то и сыграли с машиной злую шутку. Илья забыл, что в тюнинговых машинах нельзя включать музыку на полную громкость. Как результат — внутреннее звуковое давление привело к появлению трещин на боковинах кузова.
А завершающим штрихом в новом образе «Робота» стала аэрография, придуманная одним из друзей Ильи.
В своем нынешнем виде проект существует уже более двух лет и, по словам Ильи, за это время практически исчерпал себя. Были даже мысли продать машину. Но… По счастью, эти мысли не стали реальностью. Зато появились (и уже воплощаются) планы по коммерческому использованию «Робота». А вместе с ними стали появляться и новые планы доработок. В частности, есть мысли добавить машине хромированные элементы.

Это — промежуточный вариант внешности машины: фары еще не удалены, и задние двери на месте...

Явление в Сибири

Илья давно мечтал побывать на Байкале, но у него даже и мысли не было, что на Байкале может побывать «Робот». И тут подвернулось приглашение от организаторов БайкалМоторШоу.
На выставку в Иркутск «Робот» прибыл на автовозе. Еще до нашего прибытия к месту его «посадки», сняли машину с автовоза на унылой территории одной из промзон, стоял он запыленный, полуразобранный, припавший к земле, с отчаянным видом «зачем я здесь». Неужели эта коробочка поедет сама? Еще и заезд в город из этого укромного местечка по единственной «фронтовой» дороге, с разбитым деревянным мосточком на пути. Не-а, не поедет, если только в качестве грейдера, надо эвакуатор — так могли подумать многие, кто мог бы в тот момент сопоставить все исходные.

Что бы добраться «до города» с места разгрузки, на всякий случай в качестве траков были прихвачены доски, но они так и не понадобились
Но вопреки всему, Илья быстро оживил машину. «Робот»» сначала осторожно, как марсоход, пощупал чужую ему поверхность, но быстро освоился и довольно бодро двинулся к цели. В общем-то, и не цепляясь нигде, а если и случается какой контакт, обвес из высокопрочного стекловолокна их не боится. Даже не понадобились доски, прихваченные на базе разгрузки на случай непреодолимых препятствий (в первую очередь того исковерканного мостика), но таких препятствий не оказалось. Не понятно даже, кто кого тестировал: «Робот» местные дороги или они его, а скорее взаимно, но до первого места назначения — в гостиницу, добрались быстро и без всяких потерь.

Вот так, по пути в город «Роботу», как марсоходу, пришлось столкнуться с «инопланетными» препятствиями, которые он преодолел без всяких последствий
Надо отдать должное, за приведение машины в порядок Илья и его спутница Оля взялись сразу по прилету, не тратя время на отдых. И по прибытии в город сразу расположились на заднем дворе гостиницы, где без промедления началось увлекательное действо превращения непонятного для окружающих объекта из «транспортировочного» состояния в один из главных экспонатов Байкал-Мотор-Шоу-2014. Разложен инструмент, вынуты из салона и расчехлены бамперы, проверена проводка, начинается монтаж элементов обвеса.

Казалось бы, хаос, но уже через пару часов на месте «падения НЛО» возникает как будто все же иноземный, но аппарат в законченном образе
Буквально на глазах «нечто фиолетовое» приобретает вид небольшого, но уже внятно различимого НЛО. Вот уже занял свое место задний бампер, затем передний, по очереди встали колесные обтекатели, зажглись огни! Вся светотехника выполнена из миниатюрных, но мощных лампочек. Причем, кроме эффектной декоративной нагрузки, они еще и полностью выполняют функции штатного для автомобиля освещения: габариты, ближний свет, дальний, поворотники, стоп-сигналы, огни заднего хода. Причем последние еще и берут на себя миссию креплений для госномера.

Еще на стадии сборки в день приезда к машине было проявлено повышенное внимание
Через пару часов основная сборка завершена. Составные части «Робота» слились по-настоящему в единую, «цельнолитую» форму, обтекаемую, как яйцо. Здесь даже ручек нет: двери буквально отщелкиваются при помощи электроприводов с дистанционным управлением. На случай же отказа электрики предусмотрена секретка ручного открывания двери «багажника». Притом весь обвес получается прочным, как ореховая скорлупа — легкие контакты с лежачими полицейскими или даже бордюрами не страшны.

С учетом низкого обвеса, некоторые сложности возникают при монтаже «колпаков» — колесных обтекателей. К их нижним болтовым креплениям не так просто дотянуться, обычно выручают подставки, но иногда можно попросить помощников слегка наклонить кузов
Скорей бы на мойку, но тут возникает форс-мажор — двигатель перестал заводиться! То есть вообще, стартер крутит, но сердце «Робота» никаких не схватывает, ни одной вспышки в цилиндрах. «Возможно, кончился бензин» — спокойно резюмирует Илья. Надо было по пути в гостиницу заправиться, но не сложилось, хорошо еще, не заглохли прямо на дороге. Помощь пришла быстро. И вот уже первые иркутские зрители становятся первыми же свидетелями, как «космический аппарат будущего» вполне по земному заправляется из 10-литровой канистры через самодельную воронку из пластиковой бутылки.

Ничто «земное» не чуждо и таким НЛО — топливо может неожиданно закончиться, и подзаправиться придется проверенным веками способом
Двигатель благодарно пробуждается, последние приготовления, и вскоре «Робот» посещает очень важную для него инстанцию: мойку и чистку. А заодно и устранение мелких «косяков», которые обнаружились внутри и снаружи за время «перелета» из Москвы в Иркутск на автовозе. Смытые после тысяч километров пути грязь и пыль, как сошедшие с ночного неба тучи, открыли всю глубину космоса окраски кузова с мерцающими на нем звездочками.

Только после мойки во всей красе «звездным небом» заиграла кузовная окраска
И когда под весело фыркающий выхлоп этот очаровательный пришелец резво поехал «без колес» и «без клиренса» по главным улицам города, кто мог бы подумать, что еще утром он имел вид откровенно нефотогеничный и даже удручающий. В руках художника, его создавшего, на наших глазах автомобиль не только быстро преобразился, но и как ни в чем не бывало, влился в общий транспортный поток. На радость, кстати, многим, кто его видел.

На улицах Иркутска. Свой среди чужих
Так что тюнинг продолжается! И большой жизненный путь «Я робота» тоже.
Источник: drom.ru