17 сент. 2014 г.

Тест-драйв электромобиля KIA Soul EV

На российском рынке пополнение: корейцы из KIA выводят в продажу свой первый серийный электромобиль Soul EV!? К сожалению, это пока не так: электрический Soul действительно является уже серийным автомобилем. Но вот с запуском модели у нас пока заминка. Так для чего корейская компания привезла в Москву и даже устроила для журналистов экспресс-тест своего электрокара?
С момента нашего теста трех электромобилей — Mitsubishi iMIEV, Nissan Leaf и китайского Damer E-Car GD04 — минуло уже полтора года. Однако воз и ныне там: из той троицы официально в России продается только самый маленький японский электромобильчик. О продажах «китайца» вообще ничего не слышно. А другие модели (участвовавший в тесте Nissan Leaf или особо популярная в Америке и некоторых странах Европы, но и слишком дорогая Tesla) можно приобрести только неофициальным путем. Так и не начались обещанные продажи и отечественного электроуниверсала Lada Ellada, хотя у некоторых дилеров АвтоВАЗа на площадках перед шоу-румами стоят специальные тестовые образцы. Не помогло даже обнуление таможенных пошлин в начале текущего года, что вкупе с жестом доброй воли от производителя «уронило» стоимость того же Mitsubishi с прежних 1 800 000 руб. до 999 тысяч. Да плюс до кучи — общий провал авторынка…
Неудивительно, что корейцы не спешат выводить свой экомобиль на российский рынок — сегодня нам явно не до электрической экзотики. Но возможности начала продаж не исключают. А потому и показали свою модель — пусть и не во всей красе, но как минимум не в статичном состоянии: мол, посмотрите, что мы смогли сделать — у нас получилось не хуже, а во многом даже лучше потенциальных конкурентов!
В отличие от своего главного конкурента — электрохэтчбека Nissan Leaf — электрический Soul создан на базе серийного автомобиля с ДВС. Однако внешне электромобиль имеет вполне видимые отличия. В первую очередь это специальная двухцветная окраска кузова. Всего предусмотрено три варианта расцветки: серебристый «металлик» Titanium Gray с белой крышей, синий «металлик» Caribbean Blue также в сочетании с белой крышей, и белый «перламутр» Snow White Pearl, для которого предложен специальный цвет крыши Electric Blue. Именно здесь дополнительно предусмотрены цветные обрамления прожекторных элементов основных и противотуманных фар, а также окантовки нижней «губы» переднего бампера и псевдорешетки радиатора.
Сзади электрический Soul можно идентифицировать по измененному рисунку задних фонарей, а также по специальному шильдику на крышке багажника (аналогичные шильды есть и на передних крыльях). Плюс на электромобиль устанавливаются особые колесные диски с пониженным аэродинамическим сопротивлением и энергосберегающие шины.
А ведь и вправду вышло неплохо! Во-первых, это выбор модели. Компактный пятидверный хэтчбек с задатками кроссовера сегодня едва ли не самый популярный формат легкового автомобиля не только в России, но и во всем мире. Во-вторых, достойное содержание и характеристики (о них чуть позже). Ну и, наконец, Soul EV, по заверениям создателей, получил дополнительные улучшения в интерьере и экстерьере, делающие поездку на электромобиле еще более приятной и комфортабельной в сравнении с бензиновым аналогом. Собственно, это нам и предложили проверить на территории одного из  подмосковных гольф-клубов.
Бензиновая версия KIA Soul совсем недавно участвовала в нашем сравнительном тесте компактных кроссоверов, поэтому на свежих впечатлениях сравнить машины несложно. Отличия, действительно, есть — уже с посадки внутрь. Если обычный Soul с салоном, выполненным в оттенках черного, производит слишком строгое впечатление даже несмотря на наличие ряда развлекательных мелочей вроде пульсирующей в такт музыке подсветки аудиосистемы, то вот светло-серый интерьер электрического собрата и в хмурую дождливую погоду поднимает настроение. Здесь светло и визуально просторнее (хотя на самом деле уровень пола в ногах задних пассажиров стал выше на 80 мм из-за расположенной под ним тяговой батареи).
Несмотря на стилистическую схожесть, «начинка» интерьеров бензиновых и электрических машин во многом различается. Так, в приборной панели электромобиля используются три OLED-дисплея. Штатная мультимедиасистема с восьмидюймовым сенсорным монитором получила новые функции, требующиеся для отображения и контроля работы электросистем (среди них таймеры зарядки батареи и вентиляции салона, а также функция поиска ближайшей зарядной станции в навигаторе). На передней панели также появились индикаторы степени заряда батареи, хорошо видимые под лобовым стеклом снаружи.
Особым доработкам подверглась климатическая система HVAC, у которой появился режим работы «Только водитель», используется тепловая энергия собственного электрооборудования, интеллектуальная система забора наружного воздуха и ряд иных новшеств. Все это призвано снизить энергопотребление электромобиля.
Хорошо и то, что корейцам удалось сохранить практически тот же объем багажного отделения, что мы видели на бензиновой машине: его уменьшение составило всего 73 литра по методике VDA. Осталась и возможность складывать спинки заднего дивана для увеличения грузового объема. Даже подпольный отсек для аксессуаров и прочей мелочи сохранен. Но вот запасным колесом пришлось пожертвовать: в его нише расположились шинный ремкомплект и часть системы термоконтроля аккумуляторной батареи.
Главная особенность энергоустановки Soul EV — использование литий-полимерной батареи с напряжением 360V, что помогло получить плотность заряда в 200 Вт*ч/кг. Также в конструкции применены катоды из никель-кобальт-магниевого сплава, углеграфитовые аноды и специальный состав электролита, обеспечивающий более устойчивую работу аккумуляторов как при высоких, так и при низких температурах окружающего воздуха. Все это позволило сохранить в электромобиле максимум полезного пространства в салоне и багажнике.
Кстати, система термоконтроля имеет функцию подогрева тяговой батареи в условиях низких температур. Теоретически это способствует меньшему снижению емкости батареи на морозе. Однако от прямого ответа на вопросы о том, каковы реальные потери энергии в зимних условиях и температурный предел эксплуатации, представители KIA уклонились. Так что вопрос зимней эксплуатации Soul EV пока остается открытым.
Но пора, наконец, опробовать электромобиль в деле. То есть в движении. Для этого требуется нажать на кнопку «Power», перевести селектор управления трансмиссией в положение «D» (или «В»), «дернуть» клавишу стояночного тормоза и нажать на правую педаль.

Управление электромобилем практически ничем не отличается от обычного автомобиля. Разве что вместо ключа зажигания — клавиша Power
На ходу электроСоул вполне приятен и комфортен. Электромотор в салоне практически не слышен. Снаружи, кстати, тоже: даже заявленный акустический генератор, который создает звук движущегося автомобиля на скорости до 20 км/ч, я так и не смог уловить. Причем не только внутри: снаружи, где искусственный шум и должен транслироваться для «предупреждения» пешеходов о приближающейся машине, под шорохом слабой мороси дождя он откровенно потерялся. А как быть на оживленной улице?

Светло-серый интерьер с белыми вставками и голубой прострочкой можно увидеть только на электрической версии KIA Soul
А вот на скорости электромобиль становится шумнее: в первую очередь — за счет шин. Электромотор тоже можно услышать. Но все равно акустический комфорт электромобиля заметно выше, чем у обычной машины с ДВС. А вот что у электрокара явно лучше, так это управляемость. Размеченная организаторами «змейка» далась на удивление легко: Soul EV позволяет «облизывать» конусы с изяществом гоночного карта. Что неудивительно: ведь центр тяжести-то у машины ниже (главным образом за счет расположенной под полом аккумуляторной батареи). А вот к отзывчивости рулевого управления претензии есть, даже несмотря на наличие трех разных режимов — «Комфорт», «Нормал» и «Спорт»: в любом из них ощущается дистанцированность от управления, а разница между этими режимами проявляется только в усилии на руле. Ну еще можно отметить, что в «Комфорте», который самый «легкий», у машины практически пропадает возвратное действие «баранки». Впрочем, справедливости ради стоит заметить, что электроусилители большинства недорогих машин настроены схоже. Поэтому не будем пенять электроСоулу за этот недостаток.

С виду — никаких изменений. И только владелец обычного KIA Soul заметит, что пол в ногах задних пассажиров стал чуток выше. Впрочем, на удобстве посадки это практически не отразилось
С педалью «в пол» электрический Soul разгоняется до 100 км/ч за 11,2 секунды. К сожалению, особенности трассы на территории гольф-клуба вкупе с разразившимся дождем не позволили проверить это заявление. Но до 80 км/ч электрокар разгоняется чуть менее чем за 9 секунд, так что этим показателям, думается, можно верить. Но куда важнее то, что во всем диапазоне «городских» скоростей электромобиль гораздо живее откликается на действия педалью газа и практически не снижает темп движения с ростом загрузки. Оно и неудивительно — все же электромотор выдает внушительные для такого автомобиля 285 Нм крутящего момента, доступных с первого же оборота 110-сильного электромотора.

Багажник электромобиля удалось сохранить почти в прежнем объеме. Есть даже подпольный отсек
Тормозит Soul EV двумя способами. В обычном режиме трансмиссии «D» все происходит точно так же, как и в обычном автомобиле. Поэтому чего-то особенного по этому поводу сказать не могу. А вот если трансмиссионный селектор перевести в положение «В», то основной тормозной момент будет происходить за счет… электромотора, который начинает особо активную работу в качестве генератора-рекуператора. Причем здесь торможение двигателем гораздо сильнее, чем на автомобиле с ДВС: о движении накатом можно забыть в принципе. Будет ли такой режим реально экономичнее при спокойной городской езде — еще вопрос. А вот для активного драйва или езды по горной дороге подойдет наверняка.

Против ожидания, под капотом агрегатов не меньше, чем у модификации с ДВС. Зато полезное пространство салона и багажника почти не пострадало. Пожертвовать пришлось только запасным колесом, место которого заняла часть системы термоконтроля тяговой литий-йон-полимерной батареи
Впрочем, рекуперация энергии происходит и во время торможения в режиме «D» — просто в этом случае эффект моторного торможения не больше, чем у обычного автомобиля с ДВС.

Тестировать электромобиль пришлось под дождем, из-за чего часть ощущений от управляемости оказалась смазанной из-за неуверенного сцепления энергосберегающих шин с мокрой дорогой
Кстати, об экономичности. Формат этого экспресс-теста не предполагал даже выезда на дороги общего пользования (причина этого — отсутствие официальной регистрации электроСоулов в ГИБДД). Но даже непродолжительный маршрут «закрытой» трассы дал понять, что как только условия движения выходят за пределы оптимальных (а для этого достаточно работы отопителя, фар или даже банального движения в дождь с работающими «дворниками» и повышенным сопротивлением качению шин в лужах), запас хода начинает снижаться не пропорционально пройденному расстоянию. В таком режиме 10 километров виртуального пробега можно «истратить» всего за 8, а то и 6 реальных километров, а общий максимальный запас хода в 200 с хвостиком километров в реальности, скорее всего, и до полутора сотен не дотянут.

Электромобиль не боится луж: штурмовать водные преграды Soul EV может не хуже обычного автомобиля
Впрочем, и 105-120 (по самым пессимистичным подсчетам) километров на одной зарядке вполне достаточно для большинства городских жителей. Казалось бы, бери и радуйся? Ан нет, не идут у нас продажи электромобилей. Это в Европе и Америке целевой аудиторией KIA Soul EV являются успешные и образованные мужчины средних лет, думающие об экологии и желающие быть причастными к этому вопросу. В России же экологически чистые машины по-прежнему остаются уделом отдельных энтузиастов и некоторых предприятий или госучреждений (достаточно вспомнить, что большая часть проданных в прошлом году электрокаров Mitsubishi iMIEV была заказана организаторами экономического форума в Санкт-Петербурге). И причина здесь в том, что наши города не приспособлены (и еще долго не смогут) «переварить» большое количество электрических транспортных средств. И дело даже не в вопросе распространенности сети специальных электрозаправок. Почему? Да хотя бы потому что тратить до получаса на быструю заправку раз в 1-3 дня по современным меркам слишком расточительная потеря времени. Электромобиль намного удобнее «заправлять» ночью, когда хозяева спят. Если у вас частный дом в пригороде — тогда с этим проблем не будет (главное, чтобы хватало запаса хода для поездок на работу и обратно). А как быть жителям многоэтажек? У них не то что розеток на стоянках — самих стоянок зачастую нет в ближайшей округе. Протягивать провод из окна квартиры? Но уже с 4-го или 5-го этажа сделать это не всегда возможно. А с 9-го, 15-го или более высокого? Да и домовая электросеть при массовой зарядке электромобилей может не выдержать нагрузки (и без этого многие россияне страдают от постоянных выключений света или, в лучшем случае, от падения напряжения в вечерние часы).

Электромобиль имеет два разъема — для обычной бытовой электросети с напряжением 110–220 Вольт и мощностью до 6,6 кВт (он задействован на фото), и разъем для быстрой зарядки на специализированных станциях стандарта CHAdeMO
В итоге получается, что как бы ни были хороши электромобили, в нынешних условиях их массовое распространение в итоге породит только проблемы. А кому они нужны, да еще и за дополнительные деньги? Немалые, кстати: не называя точных цифр, представители KIA обещают только то, что цена на Soul EV в России (если эту модель все же выведут на наш рынок) не превысит 2 млн руб. А это, по сути, практически двукратная переплата в сравнении с бензиновым вариантом и острейшая конкуренция с подзаряжаемым гибридным кроссовером Mitsubishi Outlander PHEV, жизнеспособность которого почти не зависит от наличия розетки на стоянке.
Но сам по себе KIA Soul EV, повторюсь, оказался вполне себе неплох
Сегодня KIA Soul EV существует в специальной комплектации Premium Eco, включающей в себя такие опции, как светодиодные дневные ходовые огни и задние фонари, противотуманные фары, электроприводы окон и наружных зеркал, вентилируемые сиденья (при наличии кожаного салона), подогрев сидений и зеркал, двухзонный климат-контроль, круиз-контроль, система бесключевого доступа в салон, мультифункциональное рулевое колесо, медиасистема с навигацией, USB/AUX-разъемами, восьмидюймовым дисплеем и камерой заднего вида, фронтальные, боковые и оконные подушки безопасности, система курсовой устойчивости ESС и т.п.
Дополнительно в состав оснащения входят разъем для зарядки переменным током (АС), разъем для зарядки постоянным током (CHAdeMO), система имитации звуков двигателя, система обогрева тяговой батареи, тепловой насос в системе отопления салона, система рекуперации кинетической энергии и специальная двухцветная окраска кузова.
Стоимость электромобиля для российского рынка пока не определена.

Технические характеристики KIA Soul EV (данные производителя)

Кузов
Тип Хэтчбек
Количество мест/дверей 5/5
Двигатель
Тип Электромотор, синхронный, переменного тока
Расположение двигателя Спереди поперечно
Максимальное напряжение, вольт 360
Мощность, л. с. при об/мин 110/2730–8000
Крутящий момент, Нм при об/мин 285/0–2730
Батарея
Тип LIPB (литий-ион-полимерная батарея)
Емкость, А/ч 75
Энергоемкость, кВт/ч 27
Мощность, кВт 90
Вес, кг 227
Время зарядки от бытовой сети, ч 18 (при токе 8 А), 14 (при токе 10А)
Время зарядки от станции переменного тока, ч 5
Время зарядки от станции постоянного тока, мин 25–35
Трансмиссия и ходовая часть
Привод Передний
Передние тормоза Дисковые вентилируемые
Задние тормоза Дисковые
Передняя подвеска Независимая, пружинная, McPherson
Задняя подвеска Полузависимая, пружинная, с торсионной балкой
Размеры, объем, вес
Длина/ширина/высота, мм 4140х1800х1593
Колёсная база, мм 2570
Дорожный просвет, мм 151
Снаряженная масса, кг 1513
Объём багажника, л 281–891
Шины 205/60 R16
Динамические характеристики
Максимальная скорость, км/ч 145
Разгон до 100 км/ч, сек 11,2
Запас хода, км до 212
Стоимость, руб.
Базовая Не определена

Автор: Алексей Степанов
Фото: автора и KIA
Источник: Drom.ru