7 окт. 2014 г.

Обзор зимних шин, сезон 2014—2015

Какими станут автомобильные шины не столь отдаленного будущего? Ведущие разработчики уверяют, что они станут узкими и большого диаметра, то есть очень похожие на колеса столетней давности, только на новом технологическом уровне. Для повышения энергосберегающих и экологических функций, а заодно и оптимизации производства, кардинально изменится и состав резины. Уже сейчас активно применяют растительные масла вместо традиционных компонентов на основе нефтепродуктов, появилась силика (кремний) из рисовой шелухи, усилители сцепления из скорлупы грецкого ореха, экспериментируют с каучуком из одуванчиков — поиск и освоение альтернативного сырья набирает свой ход. Да и сама концепция шины претерпит изменения: уже внедряется технология автоматического поддержания давления, есть прототипы универсальных покрышек с «шипами по требованию» и шин, в которые вообще не нужно закачивать воздух, то есть можем вернуться в допневматическую эпоху.
А вот когда по всей России наступит климат с круглогодичным летом, пока никто из ученых спрогнозировать не может, в лучшем случае отсылают на тысячи лет вперед. Поэтому каждый год, причем еще задолго до новогодних праздников, все сознательные россияне собираются на шинных развалах, чтобы присмотреть подходящую для зимы резину. Поколение советских автомобилистов было избавлено от этих мук выбора, но потом началось. В Европе первые специальные зимние шины появились еще в середине 30-х прошлого века, активное развитие производства японских зимних шин началось вначале 80-х, но в любом случае к тому времени, когда у нас открыли границы, уже была возможность обувать машины в нормальную зимнюю обувь.

Силы качения

Во что с тех пор превратилось предложение шин, можно видеть по каталогу, это сотни одних только марок! Хотя основной рынок сбыта принадлежит наиболее крупным и «раскрученным» брендам. Собственно, а кто и как «обувает» нынче наши автомобили, учитывая уже размещенные на территории РФ иностранные производства?
Есть любопытная статистика по России за 2013 год, именно продажи новых легковых и легкогрузовых шин на розничном рынке, без учета конвейерной комплектации. И вот как распределились доли рынка среди иностранных брендов:
Nokian 27%
Bridgestone 12%
Yokohama 12%
Michelin 10%
Hankook 8%
Kumho 7%
Dunlop 7%
Continental 6%
Good Year 5%
Pirelli 3%
Прочие 5%
Правда, с обязательным уточнением: эти цифры включают только два шинных сегмента, А и В — премиальный и средний класс, тогда как за рамками данной статистики остался третий, сегмент С, то есть шины эконом-класса. А такая продукция, за которой стоят отечественные, китайские и ряд других иностранных производителей, составляет никак не меньше половины продаж. И еще неизвестно, как будет дальше, поскольку ситуация в последнее время складывается неоднозначная.
Если обратиться к недалекому 2010 году, то после спада шинный рынок вслед за автомобильным показал тогда обнадеживающий подъем: было реализовано более 30 млн новых легковых шин — на 12% больше, чем в кризисном 2009-ом. Притом на шины эконом-класса пришлось более половины продаж — свыше 18 млн. штук.
Но затем шинный рынок не только продолжил расти, а еще и показал тенденцию к смещению баланса в сторону более дорогих сегментов. Уже в 2012 году продажи подтянулись до 40 миллионов, при этом сегменты А и В заметно выросли, тогда как шины эконом-класса остались почти на том же уровне, что привело к уравниванию долей. По всему, сказывалось и общее потепление экономической ситуации, и активная модернизация ассортимента (ни один сезон не обходился без десятка новинок). Особенно бурно развивался средний сегмент, который стремился догнать и перегнать «бюджетников».
Все это дало аналитикам свободу для весьма оптимистичных прогнозов, которые к 2017 году основную роль отводили шинам сегмента А и В. Однако в текущем 2014-ом, вслед за автомобильным в России начали проседать и шинные продажи, некоторые производители шин премиум-сегмента уже отметили спад на 20% и более. Скорее всего, результаты года вновь окажутся в пользу «бюджетного» сегмента и шин средней ценовой группы.
Тем более с учетом предстоящего зимнего сезона, когда спрос и предложение сужаются к весьма специфичным требованиям. Ведь если по летним шинам в рамках одного бренда может выпускаться куча моделей во всех трех группах, то по зимнему ассортименту такого «фестиваля» не наблюдается. Видимо, потому что современная зимняя шина уже сама по себе образец высоких технологий, а рынки сбыта для крупных шинных игроков ограничены.

Снежинка, «липучка» и другие

В мировом масштабе зимние шины занимают не более 7-8% рынка, а вот климат в России с холодами и метелями в полгода диктует совсем другие условия — сегодня это добрая половина шинного бизнеса. Не без исключений, но переобуваться с «лета» в «зиму» у нас теперь принято повсеместно.
В первой половине прошлого века изготовление шин во многом было трудоемким ручным делом, но и объемы производства были несравнимы
При этом РФ не является родиной зимних шин. Первыми их широко начали осваивать в Скандинавии: принято считать, что прародителем массовых зимних шин стала модель Kelirengas («Погодная шина»), выпущенная в 1934 году фирмой Nokian для колес грузовиков. Грубая поперечная нарезка протектора со смещенными шашками в какой-то мере смогла заменить цепи, без которых невозможно было штурмовать заснеженные подъемы. Через два года появились подобные шины и для легковых автомобилей. Резиновая смесь оставалась сравнительно жесткой, шины «гребли» и тормозили только за счет рисунка протектора по типу гусеницы. Также они хорошо ехали по грязи, отвечая нынешним представлениям о шинах класса Mud+Snow.
Первые зимние шины предназначались для грузовиков
Зимние шины в ассортименте — для грузовых и легковых автомобилей 30-х годов
Причем такой тип зимних шин в Северной Европе сохранялся вплоть до 60-х годов. В какой-то мере им соответствовала и наша «снежинка» (модели ИЛ-143, АИ-168), которую и до сих пор можно найти в продаже. Она вполне оправдывала символ «Грязь+Снег», показывая отличную проходимость (Жигули на них становились мини-джипом), но в морозы «каменела» и на голом льду оставалась скользкой. В СССР зимнюю резину заменяла всесезонка, причем для своего времени это было спасением. Так, штатные для ВАЗ-2101 шины И-151 по рисунку протектора больше всего напоминали нынешние зимние шины, во всяком случае, их мелкие шашечки с волнообразными насечками и зубчатыми краями хоть как-то цеплялись за скользкую поверхность. Ошиповкой шин занимались самостоятельно. В остальных случаях, от греха подальше, зимой люди просто не ездили на личных автомобилях.
Десятилетиями «концепция» зимних шин почти не менялась — это рекламное фото из 60-х годов
Это потом мы уже узнали, что существует даже два вида зимних шин: для мягкого климата и сурового (так называемый скандинавский тип). Отличить их не сложно и по виду, и на ощупь: первые имеют более жесткий и «плотный» протектор с округлой плечевой зоной, тогда как вторые мягче, у них мелкие и более «извилистые» ламели, а плечевые зоны угловатой формы с зазубринами. Второй тип, конечно, как раз для нас. Кроме того, зимние шины для суровых условий поделились на две категории — шипованные и нешипуемые (фрикционные), а заодно разделили автовладельцев на два примерно равных лагеря. Считается, что резины в огонь подбросила компания Bridgestone, которая в начале 80-х представила первые в Японии фрикционные зимние шины, впоследствии получившие у нас определение «липучки».
Конечно, проходимость в глубоком снегу и сейчас актуальна для зимних шин, однако современные модели эту функцию вынуждены занижать ради безопасной езды по дорогам общего пользования
Так, в нынешних условиях протектор должен проектироваться с учетом не столько проходимости, сколько ради снижения эффекта слэшплэнинга, то есть способности машины не терять контакт с дорогой на шуге
Революция в технологиях способствовала запрету в ряде стран (в той же Японии) шипованных шин: со снегом и льдом хорошо стали справляться и «липучки». Сейчас зимние шины вообще и фрикционные в частности — это уже совсем другой резиновый мир, чем 80 лет назад. Современная зимняя шина включает до ста и более компонентов сырья, тогда как первенцы не использовали и трети от этого. Если исходить из основного показателя зимней шины — торможения на льду, то иные фрикционные модели на сегодня достигли выдающихся способностей, не сильно отставая от передовых «шиповок».
А то, что и сейчас между зимними шинами вполне известных брендов существует приличная разница,  говорят хотя бы результаты сравнительных тестов. Например, даже в условиях осторожного городского движения, на скоростях 25-35 км/час, тормозной путь на льду может «разъезжаться» на 2-3 метра и более. Конечно, на эти показатели влияет много факторов, начиная с окружающей температуры, но на то она и зимняя шина для «суровых условий», чтобы максимально учитывать все нюансы.
Главное качество зимней шины — сохранять эластичность и «цепкость» протектора в широком диапазоне температур. Соотношение натурального каучука в этом смысле все еще играет ведущую роль, однако в резиновую смесь сейчас добавляют много всего для улучшения разных показателей, и не только по части химического состава. Для повышения сцепления на льду фрикционных шин все чаще мы слышим о «механических примесях»: вкраплениях стекловолокна, органики на основе ореховой скорлупы и прочих твердых микрочастиц, происхождение которых держится в тайне. Между тем, к инновациям такой способ не отнесешь: шины с «замесом» в резину протектора керамической крошки появлялись еще в прошлом веке. Сейчас же главное, чтобы такой состав не был рекламным ходом, а действительно работал.
Вкрапление в резиновую смесь протектора твердых микрочастиц для улучшения сцепления на льду находит все большее распространение
Сама конфигурация протектора стала не в пример сложной, ведь просто «ламелизировать» и смягчать его бесконечно не будешь, шины должны держать машину на любых покрытиях и с разными скоростями. Микропористая резина и всякие ячейки-насосы «впитывают» и распределяют влагу, а чтобы шины не слишком «плыли» на асфальте и сохраняли управляемость автомобиля, стали делать так называемые 3D-ламели — они блокируют друг друга при боковых и продольных нагрузках, чем и стабилизируют протектор в поворотах и торможении. При всем надо обеспечивать дренажные свойства на снежно-водяной каше и проходимость. Чтобы крошить и выбрасывать шугу, грести в глубоком снегу, нужны широкие канавки и зубастые ребра. А это, в свою очередь, уменьшает площадь пятна контакта, столь необходимую для сцепления на льду.
Протектор современной фрикционной шины представляет собой не только химическую, но и сложную геометрическую структуру
Чтобы мягкие фрикционные шины меньше «плыли» на асфальте, стали применять так называемые 3D-ламели, блокирующие друг друга от смещения при боковых и продольных нагрузках
Так что, подобно маслам для автоматических трансмиссий, зимним шинам приходится решать много противоречивых требований. К таким добавились и энергосберегающие, что для мягких зимних шин особенно несвойственно. Применение силики, кроме прочего, уменьшает сопротивление качению, однако ради экономии топлива шины облегчают первым делом за счет боковин. Неслучайно в последние годы много нареканий по части стойкости шин к ударам и порезам — слабоватые стали. В условиях нормального города, может, это не столь важно, но на загородном бездорожье весьма актуально. Выход найден в усилении боковин легкой и прочной «арматурой» типа арамидных волокон, но такие решения увеличивают стоимость.
К экстремальным зимним условиям можно отнести, например, ледяные торосы, где об их острые края порвать в клочья покрышку — пустяковое дело. Вот когда особенно востребованы шины с усиленными боковинами
Несмотря на прогресс фрикционных шин, шипованные тоже совершенствуются: как бы то ни было, но в экстремальных условиях гололеда они предпочтительнее. «Ошиповкой» для лучшего сцепления на льду производители шин озадачивались еще с начала прошлого века. Кроме использования цепей было много разных экспериментов: резиновые накладки с металлическими скобами, встроенные в поверхность протектора всякие «железки» и даже клепаные шины. И только вначале 60-х появились первые серийные шины с шипами, где в качестве сердечников использовался твердосплавный материал.
С тех пор такие шины заметно преобразились, в том числе за счет посадки и формы самих шипов. В последние годы особенно продвигается идея шипов с «многогранными» сердечниками, призванными надежно цепляться за лед в любых условиях. Известно, что лед субстанция не постоянная, при нуле градусов и при минус 30 это разные структуры. В зависимости от температуры, лед может быть «мягким» или твердым, как бетон, и в этих случаях «граненые» шипы все же должны в него вгрызаться.
Однако на практике большую роль играет не столько «заточка» шипов, сколько качество самой ошиповки. Если шипы «сидят» слишком глубоко, то проку от них немного в принципе. А поскольку протектор шипованных шин, как правило, более жесткий, чем у фрикционных, то и свойства таких шин на скользких покрытиях будут непоказательными. Другая беда с шипованными шинами — это снижение сцепления из-за потери самих шипов. Для лучшей фиксации корпус шипа приобрел объемную рельефную форму, стали применять двухслойную резиновую смесь с более жесткой «подкладкой», а фирма Continental и вовсе начала садить шипы на клей.
Сами шипы становятся произведением искусства — какими только формами не наделяют их тело и сердечник ради более надежной посадки и лучшего сцепления на льду
И только вроде добились максимальной эффективности шипованных шин, как в Северной Европе на повестке дня новая «напасть»: шипы все же разрушают твердое дорожное полотно, надо менять правила игры. И вот с 1 июля 2013 года новые правила вступили в силу: отныне на один метр качения шины, независимо от размера, количество шипов не должно превышать 50 штук. Например, если до этого в популярном размере 205/55 R16 обычным делом было 130 шипов, то теперь должно быть около 90. При этом максимально разрешенный вылет шипа оставили без изменений — 1,2 мм. Но есть оговорка: шипов может быть и больше при условии, если производитель докажет, что шина не наносит больший вред твердым покрытиям, чем с минимально разрешенным пакетом.
В России ограничений на количество шипов пока нет (пока!), и зарубежные производители специально для нас могут делать шины и по «старым правилам». Вот только не все хотят терять и скандинавский рынок, поэтому шины новой концепции не заставили себя ждать: появились модели с «облегченными» и прочими «умными» шипами, которые позволили не только сохранить количество шипов, но даже их увеличить! В том числе за счет применения амортизационных подушек в основе шипа, что позволяет им прятаться в тело протектора при езде по асфальту. Как уже подтвердили тесты, шипованные шины по новым европравилам на льду каких-то явных преимуществ не имеют, а цена растет. Очевидно, в РФ будут «рулить» модели старых образцов (что на руку и отечественным производителям), а также фрикционные шины.
Чтобы соответствовать новым евротребованиям, шипы становятся не только мельче в сердечнике, но и «мягче» — для снижения воздействия на асфальт могут применяться амортизационные подушки в торцевой части шипа. Такой способ, кстати, улучшает управляемость шипованной шины на асфальте, но главное, чтобы не во вред сцеплению на льду
Для шипованных шин самый «трудный» лед  бывает в оттепель, и наоборот — в сильные морозы
Какими бы чудесными свойствами ни обладали современные зимние шины, со временем исходные качества они все равно теряют. В свое время в официальных аннотациях к японским «липучкам» можно было прочитать буквально следующее: при износе протектора на 50% шина может быть использована как всесезонная. Европейцы более категоричны и при остаточной глубине протектора в 4 мм, а это как раз примерно 50% износа, зимние шины рекомендуют заменить.
У некоторых моделей наглядную «агитацию» даже можно увидеть на поверхности протектора в виде «залегающих» на разной глубине цифровых индикаторов и символов, которые исчезнут при достижении критического износа.

Выбираем

Разложить по полочкам весь зимний ассортимент на сезон 2014-2015 немыслимо. Отметим только некоторые наиболее свежие модели: новинки прошлого года и нынешнего, с указанием для примера нескольких размеров и ориентировочных средних цен из предложений столичных интернет-магазинов. Кроме того, для некоторых моделей укажем текущий рейтинг по 10-балльной шкале согласно отзывам на Drom.ru, формируемый на основании отзывов и оценок шин непосредственно их владельцами. Начнем с моделей премиального и среднего ценового диапазона (сегменты А и В).
Bridgestone с прошлого года представляет в России новый оптимизированный ассортимент зимних шин семейства Blizzak. Первым делом отметим новую фрикционную модель Blizzak VRX.
13-19”, производство Япония, оценка — 8,7
185/65 R14 — 2900 рублей
185/65 R15 — 3050 рублей
195/65 R15 — 3200 рублей
205/55 R16 — 4690 рублей
215/50 R17 — 5990 рублей
Также была представлена новая шипованная модель Blizzak Spike-01.
13-20”, производство Япония
175/65 R14 — 2750 рублей
185/65 R15 — 3100 рублей
195/65 R15 — 3240 рублей
205/55 R16 — 5350 рублей
215/45 R17 — 6800 рублей
Кроме того, к наступающему сезону подготовлена новая фрикционная модель для внедорожников Blizzak DM-V2.
15-18”, производство Япония
205/70 R15 — 3650 рублей
225/65 R17 — 5550 рублей
235/65 R17 — 6750 рублей
285/65 R17 — 7150 рублей
235/60 R18 — 6250 рублей
Continental выпустила новую фрикционную модель ContiVikingContact 6, которая сменит ветерана с цифрой 5, известного еще с 2008 года.
13-20”, производство ЕС
175/65 R14 — 3350 рублей
195/65 R15 — 4100 рублей
205/55 R16 — 5900 рублей
215/55 R16 — 6500 рублей
225/55 R17 — 8450 рублей
Что касается шипованных моделей, еще в прошлом году была выпущена «облегченная» версия ContiIceContact HD, соответствующая новым правилам ЕС, продажи ее начались и у нас. Однако, судя по общему предложению, и в новом сезоне в России будет «рулить» предыдущая версия ContiIceContact.
13-20”, производство ЕС, оценка — 8,9
175/65 R14 — 3450 рублей
195/65 R15 — 4350 рублей
205/55 R16 — 5950 рублей
215/55 R16 — 6550 рублей
225/55 R17 — 8950 рублей
Dunlop в прошлом сезоне представил новую шипованную модель Ice Touch.
14-17”, производство ЕС
185/65 R14 — 2900 рублей
185/65 R15 — 3150 рублей
195/65 R15 — 3000 рублей
205/55 R16 — 4350 рублей
215/55 R17 — 6950 рублей
Также отметим новинку прошлого сезона в классе фрикционных шин — Dunlop Winter Maxx WM01.
13-19”, производство Япония
185/65 R14 — 2650 рублей
185/65 R15 — 2850 рублей
195/65 R15 — 2950 рублей
205/55 R16 — 4350 рублей
215/55 R17 — 7100 рублей
Gislaved с прошлого сезона представляет шипованную модель нового поколения — Nord Frost 100, где количество шипов соответствует новым правилам для Северной Европы (то есть не более 50 штук на метр качения), однако это не помешало показать шине хорошие результаты в сравнительных тестах и получить высокие оценки у автомобилистов.
13-19”, производство ЕС, оценка — 9,0
175/70 R13 — 2350 рублей
175/65 R14 — 2670 рублей
195/65 R15 — 3050 рублей
205/55 R16 — 4450 рублей
225/45 R17 — 7260 рублей
Good Year еще в прошлом сезоне представила новую шипованную модель Ultra Grip Ice Arctic, получившую высокие оценки у автомобилистов.
13-18”, производство ЕС, текущая оценка — 9,3
175/65 R14 — 2900 рублей
185/65 R14 — 3200 рублей
195/65 R15 — 3370 рублей
205/55 R16 — 5050 рублей
215/55 R16 — 5700 рублей
К новому сезону компания подготовила версию этой модели специально для кроссоверов — Ultra Grip Ice Arctic SUV, а также следующее поколение фрикционной шины — Ultra Grip Ice 2.
Hankook с прошлого сезона предлагает новую шипованную модель Winter i-Pike RS W419.
13-18”, производство Южная Корея, оценка — 7,9
185/65 R14 — 2470 рублей
185/65 R15 — 2800 рублей
195/65 R15 — 2650 рублей
205/55 R16 — 3670 рублей
215/55 R17 — 5800 рублей
Michelin с прошлого сезона предлагает шипованную модель нового поколения X-Ice North 3, в которой, кроме всего, заявлено о более прочных боковинах.
14-20”, производство ЕС и Россия, оценка — 8,6
175/65 R14 — 3350 рублей
195/65 R15 — 3850 рублей
205/55 R16 — 5480 рублей
215/55 R16 — 6160 рублей
215/55 R17 — 8600 рублей
Это стало логичным дополнением к третьему поколению фрикционной модели — Michelin X-Ice 3.
13-20”, производство ЕС и Россия, оценка — 8,9
175/65 R14 — 3050 рублей
195/65 R15 — 3600 рублей
205/55 R16 — 5200 рублей
215/55 R16 — 5850 рублей
215/55 R17 — 8150 рублей
Nokian в прошлом году представила новую шипованную модель Hakkapeliitta 8 с увеличенным в 1,5 раза количеством шипов, при этом шина соответствует новым в ЕС ограничениям по воздействию шипованных шин на асфальтовое покрытие.
13-20”, производство ЕС и Россия, оценка — 7,3
175/65 R14 — 3650 рублей
195/65 R15 — 4550 рублей
205/55 R16 — 6600 рублей
215/55 R17 — 9800 рублей
245/45 R18 — 13 200 рублей
А также фрикционную модель нового поколения Hakkapeliitta R2 с усиленными боковинами.
13-20”, производство ЕС и Россия
175/65 R14 — 3350 рублей
195/65 R15 — 4100 рублей
205/55 R16 — 5880 рублей
215/55 R17 — 9100 рублей
235/45 R18 — 11 500 рублей
К сезону 2014-2015 выходит версия шипованной модели для кроссоверов — Hakkapeliitta 8 SUV с усиленными боковинами, а также новые шипованные модели среднего ценового диапазона — Nordman 5 и Nordman 5 SUV.
Модель Nordman 5 создана на «платформе» Hakkapeliitta 5, а именно каркас и рисунок протектора идентичны, однако используется упрощенная резиновая смесь протектора и шипы с круглым (а не многогранным) сердечником. Тем не менее, производитель заявляет, что тормозной путь на льду примерно на 7% короче, чем у предшественника.
13-17”, производство Россия
175/70 R13 — 2135 рублей
185/65 R14 — 2470 рублей
195/65 R15 — 2750 рублей
205/55 R16 — 4250 рублей
215/55 R17 — 6400 рублей
Что касается Nordman 5 SUV, эта модель использует каркас и многогранный шип Hakkapeliitta 5 SUV (ныне снятой с производства), но состав резиновой смеси тоже изменен.
Pirelli, прямо скажем, не часто выпускает зимние шины для «суровых северных условий», тем любопытнее отметить прошлогоднего дебютанта — шипованную модель Ice Zero.
14-19”, производство ЕС
185/65 R14 — 2870 рублей
195/65 R15 — 3220 рублей
205/55 R16 — 4590 рублей
215/55 R17 — 6900 рублей
245/45 R18 — 14 050 рублей
Toyo еще с прошлого сезона предлагает новую шипованную модель Observe G3-Ice, отличающуюся огромным размерным ассортиментом — более 100 вариантов.
13-22”, производство Япония
175/70 R13 — 2160 рублей
185/65 R14 — 2500 рублей
195/65 R15 — 2770 рублей
205/55 R16 — 4100 рублей
215/55 R17 — 6100 рублей
Yokohama представила следующее поколение шипованной шины — Ice Guard IG55, которая, по данным производителя, в сравнении с предшественником IG35 не только сократила тормозной путь на льду, но и значительно повысила прочность посадки шипов.
13-19”, производство Япония
195/60 R15 — 3000 рублей
205/55 R16 — 4350 рублей
205/60 R16 — 4500 рублей
215/65 R16 — 4250 рублей
215/55 R17 — 7200 рублей
Из фрикционных шин отметим одну из новых разработок Ice Guard IG50, представленную в очень широкой размерной линейке (более 90 вариантов).
12-19”, производство Япония, оценка — 8,3
175/70 R14 — 2300 рублей
185/65 R14 — 2600 рублей
195/65 R15 — 2800 рублей
205/55 R16 — 4300 рублей
215/50 R17 — 5400 рублей
К шинам эконом-класса (группа С) традиционно принято относить модели отечественных шинных заводов, однако часть моделей уже вплотную приближаются к ценам среднего уровня. Из новых российских разработок (хотя по рисунку протектора видно, откуда «след») отметим шипованную модель Cordiant Snow Cross, для которой производитель заявляет тормозной путь на льду короче, чем у «прототипа».
13-16”, производство Россия
175/70 R13 — 1900 рублей
185/65 R14 — 2230 рублей
185/65 R15 — 2370 рублей
195/65 R15 — 2300 рублей
205/55 R16 — 3550 рублей
Также отметим новую на российском рынке «бюджетную» марку Formula, созданную под «патронажем» Pirelli, и ее актуальную шипованную модель с простым названием Formula Ice.
13-17”, производство Россия
185/65 R14 — 2200 рублей
185/65 R15 — 2400 рублей
195/65 R15 — 2450 рублей
205/55 R16 — 3580 рублей
215/55 R16 — 3900 рублей
Говорить о шинах эконом-класса давно нельзя без оригинальных марок из Китая. Новые имена и особенно новые модели появляются регулярно, в том числе в сегменте зимних шин. Причем теперь заявляются модели с пометкой об испытаниях на известном полигоне в Ивало на севере Финляндии. К таким новинкам можно отнести зимние шины марки Aeolus — эта компания больше известна по производству шин для коммерческой и спецтехники, но с 2011 года активно расширяет и легковой ассортимент. В наступающем сезоне представлена новая шипованная модель Aeolus Ice Challenger.
13-15”, производство Китай
175/70 R13 — 1650 рублей
185/65 R14 — 1750 рублей
185/70 R14 — 1800 рублей
195/60 R15 — 2050 рублей
205/55 R16 — 2800 рублей
Для сравнения цен приведем еще пару китайских моделей «под ошиповку», к тому же они схожи по рисунку протектора, копирующего некогда популярную шину Gislaved NF III.
Sunny SN-3860
13-17”, производство Китай
175/65 R14 — 2100 рублей
185/65 R14 — 2500 рублей
195/50 R15 -— 2350 рублей
205/55 R16 — 2600 рублей
225/45 R17 — 3350 рублей
Triangle Group TR 777
13-19”, производство Китай, оценка — 7,5
175/70 R13 —1800 рублей
185/65 R14 — 2350 рублей
185/65 R15 — 2200 рублей
195/65 R15 — 2580 рублей
205/55 R16 — 2800 рублей  

Источник: drom.ru