30 янв. 2015 г.

Авторынок в ауте: рост цен, спад предложения, покупатели исчезают. Впереди «жесткая посадка»?

В январе автомобильный рынок России тормозил по скользкой дороге на грани блокировки колёс: разогнавшись в декабре, в первый месяц 2015 года мы выяснили, что впереди если не обрыв, то, по крайней мере, очень жёсткая дорога.
В конце 2014 года в нашей стране сложилась уникальная ситуация, разогнавшая продажи машин до максимума: во-первых, в валютном выражении подешевели новые автомобили, во-вторых, население массово кинулось «успеть купить» по «старой цене», в-третьих, запасы дилеров быстро были распроданы, рынки подержанных авто опустели, продавцы хаотично наценивали машины, накидывая по 30 000 рублей к ходовым моделям. В начале года авторынки России поредели, салоны дилеров заметно опустели — рынок встал. Ну как встал, по факту он прилёг и неуверенно болтает головой, пытаясь понять, что же вообще происходит: стоит ли пытаться , или лучше уж совсем лечь и не рыпаться, пока само не пройдёт.
Проходить есть чему. В январе автомобили всех годов выпуска подорожали в той или иной степени. Если в декабре средние цены выросли только на автомобили «до трёх лет», то в январе подорожало всё. Подержанные авто больше всего относительно декабря дорожали в категории «не старше 5 лет»,остальные показали слабый рост. Дилерские автомобили (включая трейд-ин) тоже прибавили в цене, и, естественно, наибольшую прибавку показали машины «не старше трёх лет».
Сибирскому и Дальневосточному федеральным округам на фоне общего удорожания автомобилей «повезло»: здесь цены, напротив, немного опустились — на 4,2% относительно декабря. А больше всего цены подтянулись в Центральном, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах: на 47,7%, 19,3% и 14,6%.
Общее предложение автомобилей на рынке в январе сократилось на 20%-30% в зависимости от региона, это немного по меркам января, слабого на продажи в любой год. Однако... количество сделок по купле-продаже упало на 88% для частников и на 90% для дилеров, а количество просмотров объявлений в январе немного выросло.
Таким образом, в январе рынок оказался лицом к лицу с ситуацией, когда продавцы не понимают, какую цену поставить так, чтобы оказаться с прибылью, а покупатели уже не готовы платить, поскольку не знают, какая цена в нынешних условиях является честной и рыночной. Рынок остановился.

Актуальная картина по изменению цены и предложения автомобилей в России в январе

Изменение средней цены нового авто по Федеральным округам в январе 2015 года
К этой таблице требуется сделать пояснение.
Предложение по продаже новых автомобилей драматически упало только в ЦФО — почти в десять раз по сравнению с декабрём, отсюда и «падение» средней цены — нормальные машины купили ещё в декабре, остался в основном «второй сорт». В СФО, напротив, в январе предлагали к продаже немного больше машин, чем в декабре, однако количество сделок по продаже упало на 80%, отсюда и снижение цены. В остальных регионах мы видим дружный рост. Итоговый процент, показывающий, что «в среднем по палате» цена нового авто в январе пошла вниз, на самом деле находится под сильнейшим влиянием показателей ЦФО, без них — итог будет ближе к реальности.
# Федеральный округ Средняя цена, тыс. руб.
   Декабрь 2014 г. Январь 2015 г. Изм., %
1 Северо-Западный федеральный округ 1336.5 1638.1 22.6%
2 Приволжский федеральный округ 891.4 1057.1 18.6%
3 Северо-Кавказский федеральный округ 1254.9 1472.3 17.3%
4 Дальневосточный федеральный округ 1994.8 2081.7 4.4%
5 Южный федеральный округ 1223 1274 4.2%
6 Уральский федеральный округ 1332.4 1346.6 1.1%
7 Крымский федеральный округ 1272.9 1240.2 -2.6%
8 Сибирский федеральный округ 1550.9 1433.5 -7.6%
9 Центральный федеральный округ 1706.8 1265.4 -25.9%
  Итого: 1450.3 1341.9 -7.5%
Изменение среденей цены подержанного авто по федеральным округам в январе 2015 года
# Федеральный округ Средняя цена, тыс. руб.
   Декабрь 2014 г. Январь 2015 г. Изм., %
1 Центральный федеральный округ 523.9 644.3 23%
2 Приволжский федеральный округ 443.9 511.4 15.2%
3 Северо-Западный федеральный округ 518.4 580.2 11.9%
4 Крымский федеральный округ 399.8 421 5.3%
5 Южный федеральный округ 429 448 4.4%
6 Уральский федеральный округ 418.8 432.6 3.3%
7 Дальневосточный федеральный округ 444.2 429.9 -3.2%
8 Сибирский федеральный округ 383.9 367.1 -4.4%
  Итого: 411.1 410.9 0%
Изменение средней цены автомобилей по годам выпуска 
# Год выпуска Средняя цена, тыс. руб.
   Декабрь 2014 г. Январь 2015 г. Изм., %
1 2012 790.6 839.6 6.2%
2 2010 627.5 662.6 5.6%
3 2006 398.1 415.2 4.3%
4 2007 458.5 476.8 4%
5 2008 554.9 576.8 4%
6 2011 689.1 713.7 3.6%
7 2003 335.9 344.6 2.6%
8 2002 285.7 292.4 2.3%
9 2001 268.2 272.8 1.7%
10 2000 254.8 254.8 0%
  Итого: 430.1 453.8 5.5%
Изменение цены популярных новых авто в январе 2014
  Средняя цена, тыс. руб. у дилеров Рост отпускных цен
у производителей
  Декабрь 2014 г. Январь 2015 г. Изм., % Изм., % за январь
Lada Granta 335.5 361.7 7.8% 5%
Hyundai Solaris 591.4 620.8 5% 6.2%
Kia Rio 581.8 630.4 8.4% 6.7%
Renault Duster 697.4 807.7 15.8% 8%
Lada Kalina 356.3 383.1 7.5% 8.2%
Renault Logan 505.2 568.1 12.5% 8.2%
Volkswagen Polo 598 613.3 2.6% 3.2%
Nissan Almera 476.9 572.2 20% 10.4%
Toyota RAV4 1646.3 1622.8 -1.4% 18.2%
Toyota Camry 1510.1 1572.5 4.1% 20.4%
Как видите, пока рост цен у дилеров не догнал отпускные у производителей. Это связано с тем, что ещё не все запасы распроданы с прошлого года.

Что думают продавцы на рынках и частники в интернетах?

«Суха теория, мой друг»... Цифры и статистика — это, конечно, хорошо и показательно. Есть о чём задуматься, но также важны настроения продавцов: на рынке и частников. Чтобы разобраться в ситуации «на местах», мы опросили продавцов на крупных автомобильных рынках России на предмет, что они думают по поводу нового привоза и новых цен. С таким же вопросом Дром обратился к частным продавцам.
Авторынки России: наблюдения и ожидания в январе
На Дальнем Востоке владивостокский рынок «Зелёный угол» замёрз: покупателей единицы, машин мало, спад продаж, новый привоз не предвидится. В декабре было распродано рекордно много авто по «старой цене», новый завоз делать сейчас невыгодно, поскольку свежие авто из Японии из-за выросшего курса будут заведомо дороже тех, что сейчас остаются на рынке. Рынок стоит полупустой. Поэтому пока продавцы выжидают. Есть мнение, что в феврале ситуация начнёт двигаться: кто-то из рискованных продавцов откроет новый завоз и начнётся восстановление рынка. Но это только мнение, февраль потенциально может растянуться на весь год.
В Западной Сибири и на Урале по инерции действует «казахстанский фактор». Но не он определяет настроение рынка. Во-первых, цены поднялись на несколько десятков тысяч рублей на все модели. Во-вторых, часть продавцов не хочет продавать авто из-за того, что не может определить для себя выгодную цену в условиях постоянного роста цен и нестабильного курса. В Восточной Сибири казахстанцев нет, но нет и свежего привоза. Продавцы, которые успели привезти авто до скачка курса, переписывают ценники в сторону увеличения. Стоимость нового привоза — большой вопрос для всех.
На Юге России ситуация аналогична: цены на автомобили не старше пяти лет выросли вслед за повышением стоимости новых авто в салонах дилеров, а цены на авто старше пяти лет особо не поменялись. Хорошо заметен как спад покупательской активности, так и падение предложения — машин стало на рынках заметно меньше. Наполняемость не растёт.
Ситуация у дилеров с новыми авто
Ситуацию с дилерскими авто можно условно разграничить на два лагеря. В первом находятся крупные дилерские сети, у которых даже после декабрьского ажиотажа остался  запас автомобилей в наличии, но уже не по старым ценам, а по приподнятым. Их не спешат продавать, ждут пока ситуация «устаканится». Во втором находятся мелкие дилеры, распродавшие весь запас в декабре и сейчас ожидающие нового прихода по «новым ценам». С этими ценами есть нюанс — их никто не знает. Поэтому в данный момент сложилась практика, когда клиент, заключая договор о покупке авто, соглашается оплатить стоимость авто в пересчёте по курсу доллара на день поставки. То есть пока цены привязались к курсу.
Опрос частных продавцов
Мы опросили несколько сотен частных продавцов по всей России. Интересовались их планами по продаже своего автомобиля этой зимой. Исследование показало, что 30% продавцов-частников решили притормозить продажи. Основными причинами нежелания продавать авто стали: «нестабильная ситуация с курсом и ценами», «подожду до весны, а там видно будет».
Получается, что частники тоже ощущают «нестабильность» рынка, которая заставляет их повременить с продажами. Никому не хочется оказаться в убытке или вовсе остаться с ворохом бумаги на руках и без автомобиля в гараже.
На десерт
Мы провели ещё одно маленькое исследование, чтобы выяснить, какой процент продавцов в январе переписал цены в доллары или евро. Так вот... их оказалось 0,7% от общего числа. Остальные остались в рублях. Надолго ли?

Подведём итоги января

— Официальная инфляция в январе составит 13% или более
— Рос отпускных цен у производителей составил от 2,5 до 50%
— Рост средней стоимости подержанных авто составил от 23% (в ЦФО) до -3% в (ДВФО)
— Общее предложение сократилось на 20%-30% в зависимости от региона
— Количество сделок по подержанным и новым авто суммарно упало на 80%
— Точка равновесия между спросом и предложением пока не найдена, что тормозит рынок
— Пичаль-беда... жёсткая посадка ещё впереди, ага.
Drom.ru