4 февр. 2015 г.

Открыть автосервис: плюсы и минусы, стоит ли ввязываться

Наши сограждане боятся заниматься малым бизнесом и правильно делают. Потерять все, что имеешь, включая квартиру и машину, — раз плюнуть. И тем не менее количество мелких неофициальных автосервисов в последние годы только росло. Корреспондент Drom.ru отправился в глубины гаражных кооперативов и городских промзон, чтобы выяснить, как живет там «свое дело», во сколько обходится на старте и сколько приносит в итоге.
... Неприметное здание рядом с гаражами, но в хорошем, проходном месте: недалеко оживленная улица. Подобные СТО выглядят похоже в любой точке России. Мы для примера выбрали автосервис не в Москве, не в Питере и не во Владивостоке, а в... Саратове. В этой «среднестатистической» провинции все минусы и плюсы российского бизнеса выглядят довольно выпукло и ярко. Конечно, клиенты тут победнее, чем в столице — это сказывается на заработке. Зато для начинающего предпринимателя порог входа на рынок гораздо ниже: дешевле аренда, легче найти помещение, дешевле рабочая сила. При этом в городе есть дилерские центры всех основных марок, успевшие за последние годы наполнить улицы достаточным количеством автомобилей. Те машины, которые к настоящему моменту сошли с гарантии, сплошным потоком хлынули в «серые» СТО.

«Если я разберусь во внутренней экономике маленького автосервиса, то, может, и мне суждено однажды открыть именно такое дело», — думаю я, подходя к двери станции. Давно ведь пора сменить Focus на Alfa Romeo 4C. В конце концов, не боги же горшки обжигают... Чего бояться? И так рассуждают все, кто еще не стал предпринимателем, но очень хочет.
Захожу внутрь, тут пара подъемников, стенд балансировки колес, пара верстаков и диван, на котором лежат автомобильные журналы — это импровизированная клиентская зона, не отделенная от ремзоны. Скромненько, зато персонал опрятен и вежлив, оборудование явно недешевое. И клиенты самых разных марок это ценят. На одном подъемнике — «Крузер», на другом — Mini. В очереди Astra.
Владелец — мужчина средних лет, прежде немало отработавший слесарем, в начале «нулевых» пустился во все тяжкие российского малого бизнеса. У кого-то эти попытки ограничиваются одним гаражным боксом, а у другого дело идет в гору и маленькая станция постепенно обзаводится оборудованием не хуже чем у официальных дилеров. И уже через несколько лет бывший слесарь сможет сменить старую Приору на новый Mercedes. А потом можно и вовсе отойти от дел, передоверив всю основную работу управляющему. Как это удается? Давайте разбираться. Тут мне обещали рассказать всю правду. На условиях полной анонимности, разумеется.

Как это работает?

Гайковерты стрекочут, компрессор гудит — это звук денег, которые скрываются в недрах кассы или утекают через терминал приема банковских карт. В среднем каждый клиент приносит 1600 рублей чистой прибыли. Клиенты разъехались и наступает тишина. И это тоже звук денег, только для владельца он зловещий. Аренда сама себя не оплатит, и сотрудникам все равно придется выдать зарплату. Чтобы протекающие через твои руки деньги прилипали к рукам, надо выбрать оптимальную бизнес-модель.
Минимальный персонал такой станции — два слесаря, электрик и управляющий. В день через них проходит около десяти автомобилей при графике работы с 9:00 до 18:00 с понедельника по субботу (суббота — сокращенный день). Если поставить стенд развал-схождения и нанять еще одного сотрудника для работы на нем, то число клиентов в день увеличивается вдвое. Это показал опыт второй станции, которую открыл тот же хозяин.
Конечно, жалко терять клиентов, которым удобнее обслуживаться вечерами или в воскресенье, но для того, чтобы захватить и эти периоды работы, надо, по сути, вдвое увеличить численность персонала и вводить посменный график. Пока это решение не кажется владельцу выгодным.
Помимо работ станция зарабатывает на продаже запчастей. Разумеется, держать на складе детали для всех возможных марок нереально. Управляющий принял решение поддерживать в наличии определенное число деталей для Тойоты и Лексуса, но фактически станция обслуживает все существующие марки. Здесь примут любую машину не старше 2000 года.
Стенд компьютерной диагностики это позволяет: его программа знакома, как с Ладами, так и Ягуарами. У управляющего на компьютере специальная программа, которая в зависимости от модели и вида работ корректно высчитывает нормо-часы, которые должен оплатить клиент. В общем, все по-взрослому.
Сервис — даже такой маленький — постоянно ищет способы достучаться до новых клиентов. Через рекламу на радио можно объявить о бесплатной диагностике или о том или ином новом виде услуг (скажем, оклейка бамперов защитными пленками). Это работает. Еще можно участвовать в тендерах на обслуживание транспорта тех или иных муниципальных организаций. И вот вырисовывается вполне привлекательная картина.
 
Общие расходы за месяц — 1,1 млн рублей. В эту сумму входит закупка запчастей и материалов, аренда, оплата труда, «коммуналка», вывоз мусора и отходов, а также налоги и экологические сборы.
Выручка за месяц — 1,5 млн рублей. Такой денежный поток генерируют четверо сотрудников и склад запчастей. Но в удачные периоды она может доходить до трех млн руб.
Средняя чистая прибыль владельца за месяц — 400 000 рублей.
Тут у любого нормального скептика возникают самые актуальные для нашей бизнес-среды вопросы. Может ли подобный бизнес существовать без «оптимизации» налогообложения? Есть ли шансы побеждать на тендерах, не завязывая «неуставные» взаимоотношения с организаторами? Надо как-то заинтересовать пожарные и прочие проверяющие органы, чтобы удавка не сжималась на твоем горле? Да мало ли риторических вопросов вызывает та среда, в которой вынужден существовать российский бизнес.
Сколько зарабатывают сотрудники сервиса?
Один из распространенных вариантов расчета заработной платы — 50% от стоимости выполненных работ + фиксированная ставка в районе 20 000 руб. Правда, во многих подобных станциях сотруднику приходится за свои деньги покупать рабочую одежду и некоторые другие мелочи. В рассматриваемом нами сервисе эти расходы владелец берет на себя, но делится с мастером лишь 40% чистой выручки от выполненной им работы.
Как выглядит типичный день работы автосервиса?
Жизнь станции делится на периоды «до полудня» и «после». Управляющий старается принять больше клиентов на осмотр или компьютерную диагностику в первой половине дня. Так можно эффективно спланировать загрузку после обеда.
Когда у сервиса «жирные» времена, а когда простои?
Весной и осенью поток клиентов примерно одинаков, на январь и февраль приходится сильный спад, а на лето — большой подъем.

СТО как стартап

«А в целом-то картина выглядит очень неплохо», — думаю я, выезжая за ворота станции. Переключаю радио на средиземноморский лаундж, и заснеженные саратовские улицы начинают вдохновлять на предпринимательские подвиги. Вот если я найду рукастых единомышленников и деньги, то желанная Alfa Romeo 4C станет моей всего через 7,5 месяцев после того как бизнес заработает в полную силу и отобьет инвестиции. Кстати, а сколько надо вложить?
Чтобы заработать на спорткар, надо сначала потратить сумму, сравнимую с его стоимостью. Это для меня не стало сюрпризом.
Аренда помещения площадью 250 кв.м. обойдется в провинции примерно в 100 000 руб. в месяц. Пару подъемников можно купить за 300 000 — 400 000 рублей, компрессор за 60 000, стенд развал-схождения за 600 000 руб. Если прибавить к этому такое оборудование, как пресс, маслоприемник, электроинструмент, тиски и тому подобное, то общие расходы на основное оборудование выльются в 1,5 млн рублей. Еще необходим мелкий инструмент (200-300 тыс. руб.), запас расходников для ремонта (около 100 000 руб.) и множество других мелочей.
 
Требуемые инвестиции — от 2,5 млн рублей до бесконечности.
Можно первое время сэкономить на стенде развал-схождения, но остальные траты неизбежны. А еще надо понимать, что в течение непредсказуемого срока расходы на аренду, оплату труда, налоги, какую-никакую рекламу и прочее будут превышать доходы, так что вложения могут вырасти на непредсказуемую сумму.

Фактор страха

Когда видишь перед собой такой очевидно выгодный проект, то сразу хочется покинуть надоевший офис, заложить квартиру и влиться в ряды успешных предпринимателей. Только это опасное желание. Очень опасное.
Во-первых, бизнес неминуемо прогорит, если помещение располагается в неудачном месте, а это не всегда очевидно заранее. А «хлебные» места, разумеется, давно расхватали. Новых подходящих помещений никто не строит.
Во-вторых, все деньги будут потрачены впустую, если клиенты будут не очень довольны качеством услуг и число лояльных клиентов, рекомендующих этот сервис другим, будет невелико. А ведь станция с непорядочным, криворуким и бестолковым персоналом — это правило, а не исключение. Это знает каждый автомобилист. И нет никаких причин думать, что именно у вас получится организовать работу по-другому.
В-третьих, в силу сложившейся экономической ситуации все импортное оборудование, запчасти и расходники будут резко дорожать, увеличивая ваши издержки. А реальные доходы клиентов будут падать, и они будут гораздо менее охотно расставаться с деньгами.
В-четвертых, к 2015 году наше государство приготовило малому бизнесу «приятный» сюрприз — новые муниципальные сборы. Уже летом они начнут действовать в Москве, а с 2016 года ожидаются и в других регионах. Причем их размеры пока не ясны. Какие еще изменения правил игры на рынке нас ждут в условиях кризиса — одному Богу известно.
В-пятых, если вы не единственный владелец вашей компании, а поделили доли с инвестором или сотрудниками, то конфликт практически неизбежен как при успехе бизнеса, так и при провале.
В-шестых, не будем забывать о конкурентах. Вы переманили сотрудников из другого сервиса (а опытный персонал из воздуха не берется), а значит нажили себе врагов, которые могут воздействовать на вас довольно широким набором инструментов. Как минимум натравить на вас УБЭП, а как максимум прибегнуть к давно проверенным в 90-ые методам.
Не говоря уже о том, что каждый мечтающий о «своем деле» склонен переоценивать свои управленческие таланты, умение считать деньги и строить прогнозы.
Однако те, кто в свое время не побоялся и провел свой бизнес мимо всех этих подводных камней, сейчас чувствует себя очень неплохо. В настоящее время автосервис — высокоприбыльный бизнес. Возможно, не надолго.
 
Источник: drom.ru