30 июл. 2015 г.

Новый Focus: тест-драйв

Знаете, без кого современного автомобиля не существовало бы? Карл Бенц? Генри Форд? Рудольф Дизель? Конечно же. Но еще не надо забывать о человеке с фамилией Попов. Именно он 120 лет назад придумал, как можно передать информацию без проводов на расстояние. Без его изобретения не было бы сейчас никаких современных мультимедийных или навигационных систем... Поэтому мы решили приехать в Санкт-Петербург и отдать дань памяти русскому ученому. А поможет нам в этом новый Ford Focus, который начали собирать всего несколько дней назад.
Будем честны — новый Focus не такой уж и новый. С технической точки зрения он почти не отличается от знакомого нам «третьего» Focus, да и сзади автомобиль почти не изменился. Но спереди — революция! Focus получил совершенно другую «морду», серьезные изменения и в салоне: новый блок климат-контроля с «человечком» посередине (помнится, первой его использовала Volvo), большой сенсорный экран, другая «баранка».
Слева вы можете увидеть «старый» Focus, а справа – обновленный. Изменения в передней части и в салоне серьезные. Двигайте мышкой по картинке и сравнивайте!
Вообще обновленный Focus стал удобнее прежнего. Например, руль избавился от огромного количества кнопочек и получил подогрев, «ручник» переехал в более традиционное место (раньше он почему-то находился рядом с рычагом КПП), подстаканники на центральном тоннеле позволяют зажимать бутылку, и она не упадет при резком торможении. А еще в «Фокусе» теперь два USB-разъема и даже два «прикуривателя». Причем один из них расположен не где-то в бардачке, а около лобового стекла! И если водитель использует видеорегистратор, то ему не надо «спускать» провода через всю центральную консоль. Кстати, дополнительный «прикуриватель» есть только на российских «Фокусах» (ни в одной другой стране мира так не увлекаются регистраторами).

Дополнительный разъем для видеорегистратора — это круто. Однако почему еще ни одна компания не догадалась устанавливать штатные видеорегистраторы? Ими ведь пользуется огромная часть российских водителей.
А еще российский Ford Focus получил двигатель серии EcoBoost. 1,5-литровый агрегат с наддувом мощностью 150 л.с. и крутящим моментом в 240 Н∙м пришел на смену двигателю объемом 2,0 л, который имел такую же мощность, но лишь 202 Н∙м. Причем, работает он в паре с современным 6-ступенчатым автоматом, а не с коробкой передач с двумя сцеплениями PowerShift. Сочетание нового мотора и автомата понравилось. Двигатель мгновенно реагирует на нажатие педали газа, 240 «ньютонов» доступно в диапазоне 1600-4000 «оборотов», коробка быстро и аккуратно переключает передачи, ускорение получается весьма стремительным. В общем, рекомендуем.
Двигатели серии EcoBoost долгое время не поставляли в Россию – опасались нашего бензина. Но 1,5-литровый агрегат, видимо, неплохо с ним справляется
И, пожалуй, именно с 1,5-литровым мотором Focus лучше всего раскроет все возможности своего шасси — управляемость и отлично настроенное рулевое управление всегда были сильным козырем этой модели. На извилистой дороге даже не самого лучшего качества «Фокус» хорош: отменно держит асфальт, крены невелики, реакции предсказуемы. К тому же все это сочетается с неплохой для автомобиля класса «С» плавностью хода (на общее ощущение комфорта работает и улучшенная шумоизоляция).

Наследие Попова

Ну а при чем же здесь Попов? Все просто — Focus поколения «три с половиной» оснащается большим числом систем, которые используют передачу разнообразной информации «по воздуху» (а ведь именно этим и занимался Попов). Их появление на «народном» «Фокусе» означает, что они стали по-настоящему массовыми. Почти как радио.
Взять, например, систему SYNC 2, этакий аналог системы «Сири» от Apple. Она понимает человеческую речь и делает все возможное, чтобы человек во время движения не отрывал руки от руля: настраивает радиостанции, меняет температуру в салоне, прокладывает маршрут и так далее. Идея отличная — Попов был бы доволен. Но, признаться, SYNC 2 еще надо дорабатывать, до интеллекта той же «Сири» ей далеко (первые радиостанции Попова тоже были не совершенны). Система работает не быстро, периодически «тупит», не всегда адекватно понимает речь — например, вы просите ее построить маршрут до улицы Стартовая, а она ведет к улице Стасова. Хотя если привыкнуть к особенностям «мышления» SYNC 2, то она окажется полезной. К тому же большой экран порадовал четкостью и яркими красками, хотя и к его быстродействию есть вопросы.
Хорош и автоматический парковщик (да-да, это уже «не совсем радио», но тоже очень полезно). Эта штука давно известна, но каждый раз, когда с ней сталкиваешься, понимаешь — удобно! Благодаря ей автомобиль сам находит на стоянке место и паркуется (не только параллельно, но и перпендикулярно), а также может выезжать. От водителя требуется только нажимать на педаль тормоза и по команде машины переключать передачи. Руль же крутится сам! Работает эта система корректно, запихивая машину порой в такие «окошки», куда не всякий опытный водитель решится встать без опасения поцарапать бамперы.
Большой цветной экран понравился. Теперь систему SYNC 2 надо бы сделать только «поумнее» и будет совсем хорошо
А вы знаете, какую первую «практическую» телеграмму отправили благодаря приборам Попова? О спасении оторвавшихся на льдине рыбаков! В плане безопасности «Фокус» тоже имеет немало «наворотов». Взять, например, систему контроля за слепыми зонами. Очень удобная штука — при перестроении водителю достаточно посмотреть в боковое зеркало заднего вида. И если в опасной близости есть машина, то он увидит желтый огонек, который будет говорить — внимание! Нет огонька — можно спокойно перестраиваться. Кроме того, Focus помогает водителю, когда он выезжает задним ходом — электронный разум обнаружит приближающийся сбоку автомобиль и подаст звуковой сигнал.
Полезна и система Active City Stop — «Фокус» не может сам поддерживать дистанцию до других автомобилей, но зато он уже умеет сам тормозить, когда водитель в пробке отвлекся, скажем, на переключение радиостанций. Система срабатывает в самый последний момент (поэтому для ее проверки нужно определенное мужество), но ведь срабатывает! Правда, нужно помнить — Active City Stop лишь может помочь вам в некоторых ситуациях. Но полностью доверяться ей нельзя ни в коем случае!

 

Попов или Маркони?

А, кстати, кто же придумал на самом деле радио? Споры об этом идут последние 120 лет. Мы не будем утомлять читателей долгими спорами о физике и о том, что же такое радио. Однако несколько популярных мифов об этом изобретении попытаемся развеять.
Итак, 7 мая 1895 года (по новому стилю) Александр Попов выступил с докладом под названием «Об отношении металлических порошков к электрическим колебаниям». Как вы видите, слова «радио» в названии доклада нет. Но это не имеет никакого значения, ведь, помимо доклада, Попов еще и продемонстрировал аппаратуру для беспроводной передачи сигналов. Именно аппаратуру — приемник и передатчик. В таком виде, в котором ее можно было использовать для «практической» работы. Иногда можно услышать, что 7 мая Попов представил так называемый «грозоотметчик», который способен предсказывать скорое начало грозы. Но это неправда. Грозоотметчик Попов действительно создал, но это было в мае-июле того же 1895 года.
Еще один миф связан с тем, что Попов, мол, радио изобрел, но все его работы были тут же «засекречены», так как он работал в Морском ведомстве. Но и это вымысел — уже в августе 1895 года в весьма популярном в то время вестнике Русского физико-химического общества (РФХО) был опубликован подробный протокол заседания о докладе Попова, а в 1896 году вышла большая статья с описанием принципов работы новых устройств и схемами.
Именно в этом доме по адресу Песочная улица, дом 5 (ныне ул. Профессора Попова, 5) Александр Степанович прожил последние годы жизни вместе со своей большой семьей.
Ну а что же Гульельмо Маркони? Согласно итальянской версии, он тоже в 1895 году провел опыты по передаче сигнала на расстоянии. Однако никаких документальных подтверждений этому факту нет. Зато 2 июня 1896 года (после доклада Попова прошло больше года) он оказался в Англии, где и подал заявку на патент. Спустя год он ему был выдан, но многие эксперты говорят о «патентном казусе» — «изобретение» Маркони не сильно отличалось от того, что продемонстрировал Попов в 1895 году. Именно поэтому, кстати, Маркони было отказано в выдаче патентов во многих других странах, включая Германию и Францию.
Однако признавая приоритет Попова в изобретении не надо впадать в другую крайность — у нас часто Маркони изображают этаким туповатым жуликом. Но это совершенно не так. Маркони был талантливым изобретателем и еще больше гениальным менеджером. Он смог организовать фирму, которая занималась не только производством радиостанций, но и их усовершенствованием. Он начал передавать радиосигналы через океан (при этом ненароком открыл, что электромагнитные волны могут отражаться от ионосферы земли — долгое время Маркони был искренне уверен, что волны могут проходить через землю и воду без помех). Нужно помнить — благодаря активности Маркони радио и стало настолько популярным! И именно за это ему и вручили в 1909 году Нобелевскую премию (а вовсе не за «изобретение»).
Свое главное изобретение Александр Попов сделал в Кронштадте в здании Минного офицерского корпуса — оно находится в самом центре города. На первый взгляд кажется, что в Кронштадте помнят о великом русском ученом. Тут стоит бюст Попова, в саду имеется деревянная беседка, где принимали первые радиосигналы, на доме даже есть таблички и лежат искусственные цветы. Теоретически где-то в здании находится даже «Мемориальный музей-кабинет А.С.Попова». В общем «по бумагам» все замечательно. Но как выглядит на самом деле здание Минного офицерского корпуса и беседка вы можете видеть на фотографиях...
Но почему же Попов в 1895 году не получил патент? Все просто — согласно практике того времени, он в большинстве стран был не обязателен! Для закрепления за собой приоритета на то или иное изобретение достаточно было публикации в научных журналах.
Кстати, в самой России изобретение Попова не привело к «технической революции». Да — придумал. Да — молодец. Но из-за медлительности чиновников и генералов (а Попов был военным) дальше теоретических испытаний дело долгое время не шло. И даже первые радиостанции для кораблей Россия закупала у... французской фирмы «Попов-Дюкрете» (француз Э. Дюкрете, в отличие от российских военных, заинтересовался изобретением Попова и наладил промышленное производство его приборов).
И кстати, сам Попов с большим уважением относился к Маркони, который, по его словам, «имел смелость стать на практическую ногу и достиг в своих опытах больших расстояний».

На фоне конкурентов

Помнится, первый Ford Focus был одной из самых дешевых иномарок — благодаря этому он и стал фантастически популярным. Однако за последние годы появилось много конкурентов, да и сам «Фокус» сделался «жирнее». В результате цены на эту модель сейчас стартуют с отметки 710 тысяч рублей за версию с «дохлым» 85-сильным мотором (на рекламные «от 599 тысяч» можно не обращать внимания — это цена с учетом скидок за «утилизацию» и бонус «за кредит»). При этом кондиционера или «музыки» здесь не будет.
А, например, седан с автоматом, «кондеем», «музыкой», АБС, системой стабилизации, двумя подушками, сиденьями с подогревом обойдется уже в 870 тысяч (двигатель мощностью 105 л.с.). Машина с так понравившимся нам 1,5-литровым турбированным мотором и в богатой комплектации Titanium — это 1 035 000 руб. (хэтчбек на 10 тысяч дешевле). Ну а представленный на фотографиях Focus с автоматическим парктроником, боковыми шторками, системой экстренной остановки, биксеноновыми фарами, 17-дюймовыми дисками, камерой заднего вида и прочим стоит 1 232 500 руб.
Конкурентам есть чем ответить. Так, Kia cee’d с автоматом и мотором 1,6 л (129 л.с.) с учетом скидки стоит от 809 900 руб. (похожий по мощности Focus с двигателем мощностью 125 л.с. обойдется в 905 тысяч). Citroen C4 седан в версии Tendance — от 845 000 руб. Правда, другие соперники все же подороже. Так, Toyota Corolla 1.6 с вариатором в средней комплектации стоит 906 тысяч, Nissan Tiida — почти столько же. А 110-сильная Skoda Octavia в комплектации Ambition — 997 000 руб. (хотя Octavia все же крупнее «Фокуса»). Источник: auto.mail.ru
Денис СмольяновГлавный редактор Авто Mail.Ru