30 нояб. 2015 г.

Тест-драйв обновлённого внедорожника Toyota Land Cruiser 200


Н икогда не сидев за рулём Ленд Крузера, вы примерно знаете, как он едет. Кто ж не видел в зеркалах это рысканье фар — торопящийся Land Cruiser почти никогда не едет прямо. Но если в жизнь владельцев-бизнесменов валкость «Крузака» вносит необходимое разнообразие, то наёмным водителям добавляет хлопот. Им же, кстати, принадлежит и большинство отзывов о нынешнем Ленд Крузере. Чиновники и нефтяники в Интернете бывают редко, а вот шофёры и телохранители жалуются на ужасные тормоза и простецкий салон. Что ж, по обоим пунктам рестайлинговый внедорожник улучшился.

В Японии «двухсотый» Land Cruiser не жалуют: слишком громоздкий. Зато Россия — второй по величине и очень стабильный рынок. Причём 80% продаж приходится на дизельные версии, которые в среднем дороже бензиновых. Снаружи вид приметный: рядом с новым Ленд Крузером дореформенный выглядит полковником на докладе у маршала. Телохранители должны быть довольны — отсекать и блокировать станет ещё легче. Внутри многое узнаваемо: у плоских «стульев» по-прежнему короткая подушка, набалдашник селектора вращается в руке, глянцевый пластик боится царапин, а громко сказанное слово «премиум» эхом отражается от «дубовых» дверных панелей...

Руль и центральная консоль — новые, хотя материалы отделки прежние. Из неявных деталей: «амбиентная» диодная подсветка, новая тёмно-коричневая кожа и полка для беспроводной зарядки смартфонов под крышкой консоли.
Сенсорный экран медиасистемы теперь девятидюймовый и гораздо быстрее отрабатывает нажатия, графику облагородили, но картинка с видеокамер на большом экране мутновата.
Но эргономика преобразилась: органы управления трансмиссией, прежде разбросанные по всему салону, теперь собраны вокруг селектора «автомата». Постепенно выветривается безразличие к мелочам. Я специально сравнил обновлённую машину с дорестайлинговой: там — безвольно болтающиеся кнопки и рукоятки, дребезг и скрипы при любых нажатиях и захлопываниях. Тут — будто другой мир: ручки вращаются с нужным усилием, крупные кнопки приятно нажимать.
Надёжность надёжностью, но и фирменная программа помощи на дорогах обширна: в неё включён ремонт на месте, бесплатный вызов эвакуатора, такси, оплата гостиницы, продолжения пути на поезде или самолёте, подменный автомобиль на пять дней, а дважды в год — вызов «трезвого водителя».

Четыре видеокамеры можно переключить в режим «прозрачного капота». Рядом с селектором «автомата» — рукоятки «понижайки» и системы Multi-Terrain Select, кнопки включения функции Crawl Control (постоянная скорость на бездорожье) и блокировки дифференциала.
В стремлении упрятать побольше функций в мультимедийный комплекс с сенсорным экраном и оставить на поверхности минимум кнопок японцы перестарались: например, включить обогрев лобового стекла и отрегулировать интенсивность обдува можно только через тачскрин. В базовой комплектации Ленд Крузера дисплей восьмидюймовый и кнопок вокруг побольше. Но доводчиков дверей по-прежнему нет ни в каких версиях, руль греется только в местах хвата, и трёхкратно моргать поворотниками Land Cruiser всё ещё не научен.
Новая приборная панель неплохо читается, но перегружена информацией о включённых электронных помощниках. На центральный экранчик выводится выбранный режим системы Multi-Terrain Select — один из пяти возможных.
Главным достижением рестайлинга тойотовцы считают пакет электронных помощников Toyota Safety Sense. Дореформенный Land Cruiser уже умел отслеживать дорожную разметку и автоматически переключаться с дальнего света на ближний и обратно. Четыре новые функции — это контроль усталости водителя, распознавание дорожных знаков, активный круиз-контроль и система предупреждения фронтального столкновения с автоматическим торможением.
В отличие от Chevrolet Tahoe противооткатная система на Тойоте не спит, а фиксирует на подъёме машину тормозами. Первые секунд пять громко пищит тревожный зуммер, а затем на панели приборов просто горит пиктограмма. Машина стоит.
Адаптивный «круиз» работает на скорости от 40 км/ч до максимальной и самостоятельно тормозить до полной остановки не станет. Дорожные знаки распознаются тоже через раз: стоит нашим дорожникам поставить знак «40» не у обочины, а в трёх метрах правее — и камера его уже не видит. А на третьестепенной уральской дороге Land Cruiser узрел мифическое ограничение «110». Систему pre-crash в уральских снегах, к счастью, проверить не довелось, но в теории она обещает только замедление на 15 км/ч перед столкновением, а дальше как повезёт.
Все сиденья плоские и не очень годятся для дальней дороги. Передние кресла стоят высоко, а в нижнем положении не оставляют сидящим сзади места для ступней.
Бензиновый V8 (306 л.с.) не изменился и всё так же равномерно-достаточен. Почти трёхтонную машину с забитым багажником и четырьмя пассажирами обновлённый дизель везёт веселее. Он эффективнее использует налоговые рамки и выдаёт 249 л.с. вместо 235, а пик крутящего момента в 650 Н•м доступен раньше и в более широком диапазоне: 1600–2600 об/мин (против прежних 615 Н•м при 1800–2200 об/мин). Но проверять улучшения мешает тупой, как пики Уральских гор, шестиступенчатый «автомат» — даже спортрежим не поднимает скорость переключений до приемлемого уровня.
Заснеженная загородная дорога для Ленд Крузера — одновременно и лёгкая разминка, и граница комфортного путешествия. Съезжая с накатанного покрытия на рыхлый снег, почти трёхтонная Toyota сразу становится заложницей своей массы.
Интересно, что при всей заторможенности коробки дорестайлинговая машина живо откликалась на газ: стрелка тахометра логично реагировала на перемещения акселератора. Теперь же и эта острота притупилась: задемпфированная педаль газа напоминает о том, что Land Cruiser стал отвечать стандарту Евро-5. Реальный расход топлива остался примерно на прежнем уровне. С базовым баком объёмом 93 л далеко от цивилизации не уедешь, поэтому за доплату теперь можно установить дополнительный 45-литровый — с ним расчётный запас хода вырастает до 1200 км.

По выкладкам Тойоты, трёхлетний Land Cruiser 200 теряет лишь 20% цены — лучший результат на рынке. Более 60% владельцев готовы поменять свой LС 200 только на новый. Такой показатель лояльности обеспечивают как раз консервативные жители Зауралья.
Большая часть (по времени, а не по пробегу) теста прошла на заваленных снегом лесных дорогах. По шоссе лишь небольшой марш-бросок под надзором полицейских камер. В результате мы подтвердили то, что и так известно: энергоёмкость подвесок Ленд Крузера великолепна, а крены при манёврах — чудовищны. Бороться с ними должны переработанные стабилизаторы KDSS с гидрозамками, но радикальных улучшений нет. Никуда не делась и продольная раскачка на разгонах и торможениях.
На морозном, но прямом и пустынном шоссе из Екатеринбурга в Нижний Тагил средний расход дизтоплива превысил 20 л/100 км.
Для заднего ряда — свой пульт двухзонного «климата». Багажник, естественно, с высоким полом. Верхняя створка багажной двери — с электроприводом.
А вот тормоза действительно стали лучше, информативнее. Эффективность увеличенных тормозных дисков на двадцатиградусном морозе сомнений не вызвала, но основная проблема дореформенного Ленд Крузера была именно в ощущениях на педали: чтобы продавить её сразу на нужный угол, вызвав определённое замедление, нужны продолжительные тренировки. Любое исправление ошибки влекло за собой клевок кузова, новое перераспределение масс и вторую подряд коррекцию усилия на педали тормоза. На дорестайлинговой машине я проездил по Москве три дня — и через раз тормозил с «быкующей» раскачкой. Обновлённый Land Cruiser замедляется более предсказуемо.
В 2014 году в России продано 14 600 внедорожников Land Cruiser 200. Примерно такой же план — и на 2015-й (с января по сентябрь уже куплено 6839 штук), и на 2016 год. По расчётам Тойоты, на падающем рынке доля Ленд Крузера даже вырастет с половины до 60% сегмента.
Несмотря на гордое и заслуженное звание внедорожника, Land Cruiser 200 ярче раскрывается там, где его использует большинство российских владельцев: на провинциальных шоссе и подубитых грунтовках. Набрав ход, «Крузак» не отвлекается на ямы, а тихо и мягко катит, куда указано. За окном проплывает Россия, и кажется, что конечной может быть любая точка на карте в радиусе 1200 км — лишь бы на финише была заправка. Наверное, за это ощущение свободы выбора и покупают Ленд Крузеры. От дефицита технических инноваций отвлекает дизайн — на два ближайших года машина выглядит свежо, а там и новое поколение подоспеет.

Зимняя сказка о снаряжённой массе

Глубина преодолеваемого брода — 700 мм. Как раз по нижнюю кромку фар. На вид — сурово, но это лёгкая часть: ручей с твёрдым дном все машины преодолели без заминок.
Этот эпилог ничего не меняет в нашем отношении к Ленд Крузеру, а лишь подтверждает общее для всех правило: автомобилю снаряжённой массой крепко за две тонны категорически противопоказаны снег, грязь, песок и глина, как и вообще любой вязкий грунт. Без спецподготовки (шины, лебёдки, трапы, домкраты-хайджеки) такие приключения неизменно заканчиваются пешим походом за трактором. В нашем случае обошлось без посторонней техпомощи только потому, что двадцать развлекающихся автожурналистов — это страшная тягловая сила.
Клиренс в 230 мм вполне достаточен. Временами кажется, что регулируемая подвеска и пяток дополнительных сантиметров, как у Рейндж Ровера, пришлись бы кстати, но это не панацея на сыпучих поверхностях.
Внедорожные испытания начинаются скучно: за несколько десятков километров колонной по запорошённой гравийке Land Cruiser успевает продемонстрировать лишь прекрасную плавность хода и бдительность системы стабилизации. Зато на финишный двадцатикилометровый отрезок уходит пять часов. Ночью, в тайге. Укатанная колея сужается до размеров одной машины. Ошибся в траектории на десять сантиметров — и Land Cruiser без предупреждения сползает в глубокий снег. Вытаскивать на буксире опасно: «спасатель» почти наверняка съедет с колеи и закопается сам.
В арабских странах «двухсотому» Ленд Крузеру доступна и заводская блокировка заднего дифференциала, но в России она почему-то считается лишней.
Надёжный способ — ехать аккуратно, сохраняя хрупкую колею для тех, кто едет следом, и точно так же аккуратно откапываться, если сел. Но, намучившись, мы выбрали иной метод — штурмовать лес ходом, не давая Ленд Крузеру закапываться. Переваливаясь с сугроба на сугроб, Toyota идёт в постоянном заносе, и только от скорости руления зависит, сколько веток соберёт задний бампер по краям тропы. А руль-то тугой, от упора до упора делает больше трёх оборотов да ещё и затыкается при знакопеременном вращении. Дорога после такого «прорыва» превратилась в рыхлую кашу.
Заместителю главного инженера Такаки Мизуно 51 год. Последние десять лет Мизуно-сан занимался только Ленд Крузером, а месяц назад вошёл и в группу разработки минивэна Alphard. В России Мизуно-сан прежде не бывал, а уехал с обещаниями добавить снежные режимы в Multi-Terrain Select и усовершенствовать Crawl Control.
Замыкает колонну Такаки Мизуно: аккуратно попадая в колею, он умудряется застрять всего раз! Потом за ужином мы с ним обсуждаем массу Ленд Крузера. Следующее поколение, говорит, станет легче, но за счёт чего — секрет. От моторов V8, похоже, не откажутся. На алюминиевых кузовных панелях много не сэкономишь — овчинка не стоит выделки. Один из вариантов — сделать из алюминия всё, включая лестничную раму. Фантастика? Я переспрашивал дважды: и по-английски, и по-русски через переводчика, но всё равно не верю. На этом фоне даже намёк на водородную версию (гибридной не ждите) не выглядит неожиданностью.

Паспортные данные


МодельToyota Land Cruiser 200 VVT-i V8 4.6Toyota Land Cruiser 200 D-4D V8 4.5
Кузов
Тип кузовауниверсалуниверсал
Число дверей/мест5/55/5
Длина, мм49504950
Ширина, мм19801980
Высота, мм19551955
Колёсная база, мм28502850
Колея передняя/задняя, мм1650/16451650/1645
Снаряжённая масса, кг2585–27852585–2815
Полная масса, кг33503350
Объём багажника, л368368
Двигатель
Типбензиновый с непосредственным впрыском топливадизельный с непосредственным впрыском топлива и двойным турбонаддувом
Расположениеспереди, продольноспереди, продольно
Число и расположение цилиндров8, V-образно8, V-образно
Число клапанов3232
Рабочий объём, см³46084461
Макс. мощность, л.с./об/мин309/5500249/2800–3600
Макс. крутящий момент, Н•м/об/мин439/3400650/1600–2600
Трансмиссия
Коробка передачавтоматическая, шестиступенчатаяавтоматическая, шестиступенчатая
Приводпостоянный полныйпостоянный полный
Ходовая часть
Передняя подвесканезависимая, пружинная, двухрычажнаянезависимая, пружинная, двухрычажная
Задняя подвесказависимая, пружинная, с тягой Панаразависимая, пружинная, с тягой Панара
Передние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Задние тормозадисковые вентилируемыедисковые вентилируемые
Шины285/65 R17285/65 R17
Дорожный просвет, мм230230
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч195210
Время разгона с 0 до 100 км/ч, с8,6н.д.
Расход топлива, л/100 км
— городской цикл18,2н.д.
— загородный цикл11,4н.д.
— смешанный цикл18,2н.д.
Норма токсичностиЕвро-5Евро-5
Ёмкость топливного бака, л93*93*
ТопливоАИ-95дизтопливо
* Пятиместные версии, кроме базовых и дизельных с люком в крыше, могут оснащаться дополнительным баком ёмкостью 45 л.

Источник: drive.ru