5 июл. 2016 г.

Почему Россия не любит дизель?

Современные турбодизели впечатляют техническими характеристиками. Максимальный крутящий момент доступен, начиная чуть ли не с холостых оборотов вплоть до верхней зоны тахометра. Как результат — отменная эластичность, убедительная динамика и умеренный расход топлива. Однако если в Европе доля дизельной техники стабильно переваливает за 50%, то аналогичный показатель в России значительно ниже. По итогам прошлого года только 7% легковушек, купленных на первичном рынке, были оснащены дизельными моторами.

Почему дизель так распространен в Европе и столь не популярен в России?

В чем причина такого расклада? Ответы на эти вопросы упрятаны в экономических показателях. Все дело в спросе. Дизельные версии нужны в модельной линейке лишь в том случае, если емкость их рынка как минимум делает ввоз безубыточным.
В массовом секторе недостаточный интерес покупателей делает импорт дизельных модификаций в Россию невыгодным. В кулуарных разговорах маркетологи объясняют: при незначительном спросе автопроизводителю обременительно держать запасы расходников и деталей. С другой стороны, без них не обойтись. В России действует строгий закон «О защите прав потребителей», жестко обозначающий временные рамки на гарантийный ремонт. И таких нюансов хватает.
Евгения Тетерина, ведущий специалист по связям с общественностью KIA Motors Rus
В 2015 году ввиду низкого спроса были прекращены продажи в России дизельной модификации автомобиля сегмента B-SUV KIA Soul. Тем не менее мы наблюдаем устойчивый спрос на дизельные версии кроссоверов и внедорожников KIA Sportage, KIA Sorento, KIA Sorento Prime. Рамный внедорожник KIA Mohave и вовсе представлен в России только с дизельным двигателем.
В свою очередь на спрос во многом влияет инфраструктура. Если в Европе можно безбоязненно заправиться дизтопливом на любой заправке, то в России по-прежнему велик риск нарваться на тепловозный мазут или летнюю солярку зимой. При этом топливная аппаратура современных дизельных двигателей невероятно требовательна к качеству смеси и в случае чего стоит космических денег. В итоге, как ни крути, а эксплуатация дизельной машины в России все еще привязана к большим городам и агломерациям. При этом стоимость качественного дизтоплива до последнего времени конкурировала с высокооктановым бензином.
Только недавно, после ввода дополнительных акцизов на бензин, дизельное топливо стало стоить дешевле бензинов АИ-95 и 98.
Юлия Тихонравова, руководитель PR-группы «Хендэ Мотор СНГ»
Главный риск эксплуатации дизельных версий в РФ — качество топлива. С 2016 года автомобили, ввозимые и производимые в России, обязаны соответствовать экологическим требованиям Euro-5, что вынуждает использовать дорогую технологичную топливную аппаратуру. Эти узлы невероятно чутко реагируют на некачественное топливо, а их ремонт обойдется потребителю заметно дороже топливной системы бензинового двигателя. Причем если причиной поломки станет именно некачественное топливо, произвести ремонт по гарантии будет невозможно.
При этом если в прежние времена сервисное обслуживание дизельных версий обычно предписывалось и производилось чаще бензиновых, что дополнительно увеличивало расходы на эксплуатацию, то сегодня однозначно констатировать такую тенденцию уже нельзя. В ряде случаев межсервисный интервал одинаков как для бензиновых, так и для дизельных модификаций. Больше того: есть удивительные примеры, когда дизель по регламенту нужно обслуживать реже бензина (Nissan).
Межсервисный интервал для дизельных и бензиновых автомобилей в России (выборочно), тыс. км
Марка Дизель Бензин Альтернативный срок
Audi 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
BMW Не определен Не определен Сервисные процедуры проводятся по необходимости
Haval 10 000 10 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Hyundai 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Kia 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Skoda 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Toyota 10 000 10 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Volkswagen 15 000 15 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Volvo 20 000 20 000 Один год, в зависимости от того, что наступит раньше
Тем не менее, несмотря на низкий расход и сопоставимую периодичность обслуживания, дизельная машина все же долгосрочная инвестиция, которая окупится ближе к 100 тыс. км пробега. Одна из причин — более дорогие расходники и запчасти. Вдобавок нередко дизельный вариант на первичном рынке дороже бензинового аналога.
Цены на некоторые запчасти для Hyundai i40 в бензиновой и дизельной версии, руб.
Бензиновый 2.0 MPI Дизельный 1.7 CRDi
Топливный фильтр 1000–1600 2000–3000
Топливный насос 3000–5000 13 000–16 000
Топливная форсунка 1800–2900 33 000–35 000
Новый двигатель в сборе 170 000–190 000 550 000–580 000
Минимальные цены на бензиновые и дизельные модификации некоторых моделей, руб.
Бензин Дизель
Audi A3 1 304 000 1 720 000
Hyundai i40 1 069 000 1 329 000
Mercedes-Benz A-Classe 1 490 000 1 696 585
Skoda Octavia 872 000 1 239 000
Toyota Land Cruiser Prado 1 929 000 2 915 000
Volvo V40 Cross Country 1 399 000 1 469 000
Как же обстоят дела с дизелями на российском рынке?
С наступлением кризиса перечень дизельных предложений в России значительно сократился. Если в конце 2014 года на нашем рынке было представлено более 140 моделей, имеющих дизельные модификации, то сегодня их лишь 84.
Некоторые модели, недавно ушедшие с российского рынка в дизельном варианте:



В немалой степени на сокращение числа дизельных предложений в России повлияла ситуация с курсом рубля, подкосившая, в первую очередь, средний сегмент, где дизельные модификации были самыми дорогими в гамме. К примеру, Citroen C-Elysee 1.6 HDi стоит во Франции €17 000, дизельный Kia Soul €19 900, а Ford Kuga — от €24 350. Даже без учета таможенных пошлин, при пересчете западных цен по курсу 74 рубля за один евро в России такие автомобили продавались бы за 1 258 000 руб., 1 472 600 руб. и 1 801 900 руб. соответственно.
При этом распределение дизельных версий по классам в процентах осталось практически тем же. Разве что минивэнов стало значительно меньше... Тем не менее там, где двигатель на тяжелом топливе оправдан экономически, он, как правило, предлагается. Дизельные версии по-прежнему доминируют в классе внедорожников и кроссоверов, а также автомобилей премиальных марок. По итогам ушедшего года десятка самых популярных моделей с дизельным силовым агрегатом целиком состояла из представителей SUV-сегмента (Sport Utility Vehicle), причем 40% из них принадлежали к премиум-классу.
Самые продаваемые дизельные автомобили в России за 2015 год (ед.)
Марка модель Продано за 2015 год
Toyota Land Cruiser Prado 10 848
Toyota Land Cruiser 200 6 336
BMW X5 4 014
Renault Duster 3 847
Mitsubishi L200 3 392
Mercedes-Benz GL-class (ныне GLS) 3 243
Volvo XC60 2 987
Hyundai Santa Fe 2 643
Mitsubishi Pajero Sport 2 629
BMW X6 2 544
Кроссоверы
Бо́льшая снаряженная масса кроссоверов требует большей энерговооруженности. Для этого бензиновому агрегату нужен внушительный рабочий объем либо турбонаддув. Как следствие, придется мириться с повышенным аппетитом или удорожанием конструкции двигателя. Тогда уже ценовая разница с турбодизелем будет не столь значительна. Вдобавок покупка кроссовера, так или иначе, предполагает возможные выезды на офф-роад, где очень важен крутящий момент на низах (а это сильная сторона дизелей). К тому же для кроссоверов нередки пробеги на большие дистанции — в этих условиях раскрывается экономичность дизельных версий.
Комментарий представительства Renault Россия
Renault видит потенциал в предложении дизельных двигателей на российском рынке. В прошлом году вышел обновленный Renault Duster, который помимо бензиновых моторов получил новый турбодизель объемом 1,5 л. Его мощность выросла до 109 л.с.. Кроме того, данный мотор обладает не только отличной тягой (максимальный крутящий момент 240 Нм доступен уже с 1750 об/мин), но и рекордно низким расходом топлива, всего 5,0 л/100 км. Показательно, что после обновления модели спрос на дизельную модификацию вырос в три раза.
Премиум-класс
В случае с премиум-классом дизельные модификации зачастую являются базовыми. Если в масс-маркете для стартовых версий, как правило, предлагаются проверенные годами бензиновые моторы, кочующие из модели в модель несколько десятилетий, то бензиновые агрегаты премиальных представителей отрасли весьма сложны и современны (наддув, непосредственный впрыск, малый рабочий объем при сильной энерговооруженности), а значит, сопоставимы по «замороченности» и цене с аналогичными турбодизелями.
Некоторые модели, где дизельные версии являются базовыми либо стоят не дороже бензиновых:




Заметки на форумах — что думают люди о дизеле?

«Все берите бензин и солярой вонять не будет, а то цены на ДТ на заправках уже конские, хоть на заправках и не заправляюсь, но все равно обидно. ЗЫ. Недавно один плеснул бензин на заправке в снегоход Ски-Духу из пистолета и попал на полную переборку движка снегохода. ВСЕ ПОКУПАЙТЕ БЕНЗИНОВЫЕ МАШИНЫ!!!»
«Задолбался летом с баночкой кастрола бегать к бензобаку. Задолбался зимой в -40 с баночкой антигеля бегать к бензобаку. Задолбался недешевые масла менять каждые 5 тыщ. Задолбался постоянно менять топливный и воздушный фильтры. Задолбался прогревать ее даже в -20 около часа, чтобы в тепле проехать 5 минут. Задолбался уже вонь эту вонючую нюхать в салоне…. Скоро задолбает турбина». 

В сухом остатке

Так выбирать дизельный автомобиль в России или нет? Вопрос, ответ на который зависит от множества факторов (пробег, среда обитания, класс и многое другое). Поэтому правильнее рассматривать частные случаи, делая конкретные расчеты и выводы. Одно дело, если речь идет о служебной машине, где определяющий фактор — стоимость эксплуатации за один километр, и другое — покупка личного транспорта, когда во главу угла нередко ставят эмоции. Поэтому — выбор всегда за вами. А мы лишь еще раз напомним о самых очевидных плюсах и минусах автомобилей с дизельными двигателями.
Широкая полка крутящего момента, доступная, как правило, с низких оборотов Неоднородное качество дизтоплива в России
Хорошая динамика Небольшой выбор дизельных версий
Низкий расход топлива Более высокая цена и более дорогое обслуживание
Источник: drom.ru