14 окт. 2016 г.

Какие бюджетные шины выбрать на зиму?

Приходится признать — нынешний кризис не только лишил многих возможности обладания желанным (нужным) автомобилем, но и значительно снизил шансы приобрести качественные автотовары зарубежных брендов. В ряд таковых попали и шины. Ведь если еще пару лет назад автовладелец со средним достатком мог позволить себе выбирать среди массовых модели шин, входящие по итогам различных тестов в Топ-5 или даже в Топ-3, то теперь подобная покупка — серьезный удар по бюджету. Так что же, переходить на отечественные, возвращаться к «бэушке» или присмотреться к заполняющей иные шинные развалы китайской «обувке»?
 
Еще свежи те времена, когда мы полемизировали на тему формы шипов. Рассуждали о том, что для лучшего в резине зацепа они могут иметь два фланца, а у моделей подешевле — всего один («у Continental шипы-то вклеены»!). Считали их, как считали и ламели во фрикционных шинах. Удивлялись хитрому синусоидальному расположению последних, благодаря которому шины не просто хорошо тормозили — отлично сопротивлялись продольным и боковым нагрузкам. Наконец, дискутировали по поводу состава резиновых смесей: «Там рапсовое масло, здесь смола финской сосны». А если и не делали этого, то как минимум изучали шинные тесты и, исходя из их результатов, подбирали себе «обувь».
Теперь же не до жиру. Несмотря на то, что шины товар не просто сезонный, но и «долгоиграющий», многие продавцы отмечают — потребитель нынче куда менее требовательный. Просит что подешевле. Иной раз «изменяет» специализированным магазинам с интернет-шопами и даже с крупными сетями гипермаркетов, где берет не то, что хотелось бы, но то, что недорого и присутствует на данный момент. В конце концов, как говорилось выше, рассматривает альтернативу — российские, китайские, бэушные. Так можно ли найти такой вариант, чтобы потраченные суммы были прежними или близкими к ним, а качества купленных шин недалеки от лидерских?

Иногда и контрабанда…

Послушаешь продавцов бэушных японских шин и… все то, что сделано в Японии — лучшее! Ну, правда, какой кулик свое болото не хвалит. Между тем, единственным их неоспоримым преимуществом всегда была цена, обычно на 20-30% меньшая, чем у новой зарубежной «резины». По качествам они, безусловно, превосходили (и, надо полагать, превосходят) отечественные шины. Ну а к минусам относилась загадочность характеристик. Их аналоги — причем нередко со схожими названиями — для европейского и российского рынка имели один набор качеств. Внутренние же модели при подправленном протекторе — несколько либо совсем другой. Узнавали методом «рубля и тыка», часто разочаровываясь (шумная, не цепляется, быстро изнашивается).
Характерный пример: Bridgestone Blizzak MZ-01, MZ-02 и MZ-03. Первая на Дальнем Востоке и в Сибири стала бестселлером, за ней гонялись и донашивали, как каракулевые шубы в советское время — до дыр, то есть до корда. Следующие модели покупали благодаря репутации MZ-01. Но оказалось, что они и шумнее и «держак» у них на льду похуже
Теперь же ценовая разница сведена к минимуму и устроит разве что самых недалеких в плане долгосрочной выгоды владельцев. Есть, конечно, исключения, однако в среднем расклад по стоимости выглядит следующим образом:
185/70 R14 — 8500–9000 руб.
195/65 R15 — 9000–9500 руб.
205/55 R16 — 11 000–13 000 руб.
215/65 R16 — 11 000–13 000 руб.

Впрочем, отсутствие ясности по качествам и высокие цены — это не весь негатив. Выбор б/у с каждым годом все меньше и меньше, поскольку по введенным несколько лет назад правилам завозить подержанную «резину» можно исключительно на дисках, что невыгодно (отсюда, кстати, и догнавшая новые шины стоимость). Есть примеры ее ввоза мимо легальных таможенных коридоров. Цена в таком случае не всегда будет ниже. Зато есть риск нарваться на закраину — шины с пробегом транспортируют абы как, часто засовывая друг в друга по принципу матрешки. И, естественно, любители «шиповки» вообще мимо — в Японии эксплуатация таких шин запрещена.
Ради экономии транспортных площадей и объемов баллоны засовывают друг в друга, разжимая «специнструментом» «посадочный диаметр». Из-за этого сминается и иногда повреждается бортовое кольцо — пучок «арматуры» внутри закраины, которая садится на хамп диска. Продавцы заверяют — под давлением распрямится. Но как подобное колесо поведет себя на скорости? Покупая б/у шины, нужно обращать внимание и на боковины — их в Японии, бывает, прокалывают

Да поможет нам Китай?

В Поднебесной около 20 производителей, или, точнее, брендов шин. Мы говорим сейчас именно об исконно китайских компаниях, поскольку, например, тайваньский концерн Maxxis или итальянский Pirelli имеют там заводы, и их продукция (не ущербная, надо сказать, по характеристикам) представлена на российском рынке. А чистокровные «китайцы»… Durun, Avatyre, Ch-noble, LandSail, Delinte… Как же прекрасно, что из всего этого многообразия у нас относительно массово (и то с региональными предпочтениями) известно лишь несколько марок. В них бы разобраться! Увы, это сложно. Поскольку погоды в масштабах всей страны они не делают, на шинные тесты попадают эпизодически, не раскрывая качеств даже 10% тех китайских моделей, что продаются в РФ.
И все же кое-какие выводы сделать можно. Шипы (если модели шипованные) в них порой сидят кривенько. Твердость по Шору обычно под 60 или даже 70 единиц, в то время как европейские, японские и корейские модели гораздо мягче — менее 50 ед. А это одно из условий хорошей работы «резины» на гололеде. Также отмечается, что они жесткие и при субъективных оценках плавности хода, и, кроме того, достаточно шумные. При этом экономия на покупке «китайцев» очевидна не всегда. Взгляните на цены, приведенные ниже — в размерности 195/65 R15, актуальной для многих автомобилей 90-х и начала 2000-х годов, популярный Triangle дешевле большинства массовых европейских и японских шин всего на 2000 рублей за комплект. Иной же раз экономии и вовсе нет.
Aeolus, Triangle, Kingstar — одни из наиболее популярных в России китайских брендов. Что любопытно, первые два появились на родине еще в 60-70-х годах прошлого века, последний — только в конце 90-х. Большинство остальных брендов появились уже в нынешнем столетии. Кстати, не в каждом шинном магазине, даже крупном, есть все типоразмеры того или иного производителя. Ситуация с их «конкурентами» с запада и востока попроще — все-таки пока к китайской «резине» в целом относятся настороженно
Примерные цены на распространенные в России китайские шины (руб):
Aeolus: 185/70 R14 — 2650; 195/65 R15 – 2900; 205/55 R16 — 3650; 215/60 R16 — 4100
Avatyre: 175/60 R14 — 2200; 195/65 R15 — 1950; 205/55 R16 — 3300; 215/65 R16 — 3650
Kingstar: 185/70 R14 — 1700; 195/65 R15 — 2700; 215/65 R16 — 3400
Traingle: 175/70 R14 — 2560; 195/65 R15 — 3150; 225/60 R16 — 3900

Еще одна весточка о качестве китайских шин пришла с неожиданной стороны. Как минимум какое-то время назад Lada Granta на заводе комплектовалась продукцией под брендом Linglong, которую было трудно отбалансировать
Подарком колеса из КНР станут только при посадочном диаметре от 17 дюймов — но лишь финансовым. В этом случае низкопрофильные шины могут использоваться для понтов — самопальный корч, большие китайские лапти, китайское же «литье». Кроме того, распространены они в дрифте (в этом сезоне популярны Westlake), но тоже благодаря стоимости. А портить подобной «резиной» заводскую подвеску недешевого седана и тем более GT-купе… сомнительное удовольствие.

Мы тоже можем!

Россия, конечно, не Китай, но сбрасывать со счетов отечественную продукцию не стоит. Да, было убожество советского шинпрома, были 90-е с экономией на металлокорде. Но вот уже минимум десятилетие можно говорить о безусловном прогрессе — заводы покупают зарубежные технологические линии, сами технологии. Есть примеры разведения продукции на разные линейки.
Так, АО «Кордиант» выпускает шины под брендами собственно Cordiant (на фото слева Sno-Max, в центре Snow Cross) и Tunga (справа Extreme Contact). В первом случае можно говорить о более-менее полновесной линейке, за редким исключением состоящей из моделей с посадочным диаметром от 13 до 18 дюймов. У Tunga — максимум 15-дюймовые. Разница в цене за комплект при размерности 195/65 R15 около 1600 рублей (2000 и 2400 руб./шт) — для кого-то принципиальна. Но стоит знать, что если «Кордианты» по потребительским качествам дышат в спину зарубежным шинам второй линии (не самым дорогим и свежим), то «Тунги» сродни «китайцам»
Еще дальше пошли в Нижнекамске — на данный момент предприятие выпускает шины в трех линейках.
Кама-505, Кама Euro-519 и Viatti Brina Nordico V-522. Последний бренд — детище вице-президента Continental Вольфганга Хольцбаха с заказанным в Италии дизайном, итальянским же именем и выпускаемое в Нижнекамске на отдельной линии. Viatti изначально заявлялись как премиальные, тем не менее цены на шины массовых размеров невысокие. Скажем, по тому же 195/65 R15 Кама, Кама Euro и Viatti укладываются в 2200–2400 руб. Отличия в том, что под маркой Viatti предлагается 17-дюймовая низкопрофильная «резина», а также крупные покрышки для внедорожников. Ну и по качествам «итальянские нижнекамцы» хотя не хватают звезд с неба, зато мало уступают шинам второго эшелона, а по стоимости — вовсе не космос

Вторую жизнь покрышкам!

Каким образом можно приобщиться к европейским и японским технологиям, при этом не переплачивая? Выбирая шины упомянутой второй линии — это обычно устаревшие модели, которые выпускаются в России. На данный момент в РФ есть заводы шести зарубежных компаний — Continental, Gislaved, Michelin, Nokian, Pirelli и Yokohama. Что любопытно, в последнее время на них выпускаются даже модели-лидеры, к примеру, Nokian Hakkapeliitta 8 и Hakkapeliitta R2 или Continental IceContact 2). Но нас интересуют бюджетные модели.
Шипованные Nokian Nordman 5, фрикционные Nokian Nordman RS и RS2. Первые две модели получены использованием на российском производстве пресс-форм, отживших свое в Финляндии. Иными словами, ранее эти шины назывались Hakkapeliitta 5 и Hakkapeliitta RSi. Это вовсе не означает, что они далеки от премиум-моделей. Так, Nordman 5 хороши почти во всех отношениях. Разве что проигрывают на асфальте и теряют шипы. А стихия нешипованных Nordman RS — заснеженные дороги, на чистом льду лидерам они проигрывают. Но, как их продолжение, предлагаются Nordman RS2. Эти уже не являются «клоном» и демонстрируют хорошие сцепные свойства на всех покрытиях. Цена же за 195/65 R15 — порядка 3000 руб., в то время как Nokian первого эшелона стоят 4000–5000 руб.
В той же ценовой категории (даже менее трех тысяч за указанный размер) играет и бренд Formula — бюджетная линейка Pirelli. Модель с непритязательным названием Ice (на фото слева) также чуть-чуть не дотягивает до лидеров, показывает неплохие с учетом цены качества. Выпускаются в России и шины под брендом Pirelli (в центре Winter Icecontrol, справа Ice Zero). Вот только к бюджетным их можно отнести лишь условно — в некоторых магазинах за тот же типоразмер просят под 4000 руб. Среди плюсов этих уже немолодых моделей стабильное поведение на всех скользких покрытиях и, в общем-то, достойная своего класса сумма потребительских качеств
Кстати, ни Michelin, ни Continental, даже имея заводы в России, демпинга не предлагают — стоимость под пять тысяч и более. Правда, последний производитель, приобретя Gislaved, все-таки застолбил за собой бюджетную нишу.
Шипованные Gislaved Nord*Frost 100, Nord*Frost 200 и фрикционные Soft*Frost 200. Последние две — новинки этого сезона. Модель с литерой 100 — уже ветеран. Однако ее смело можно рекомендовать как доступную (около 3300 руб. при 195/65 R15) альтернативу дорогим покрышкам Nokian, Continental, Michelin. Хорошо ведет себя на льду, снегу и неплохо на асфальте. Такой же оценки, судя по всему, должно заслужить и следующее поколение модели с его фрикционным вариантом. Кстати, недорогая «липучка» Soft*Frost 200 на момент подготовки статьи еще не везде появилась в продаже. А «шиповка» Nord*Frost 200 стоит где-то даже подешевле предшественницы
Впрочем, у Michelin тоже есть «подсобное хозяйство» — сербский завод, где под брендом Tigar выпускаются недорогие шины.
Tigar: фрикционная модель Winter 1 (на фото слева) и шипованная Sigura Stud (фото в центре). На российском рынке пока погоды не делают, Winter засветилась лишь в одном тесте, где показала неважные результаты. Плюс, по сути, только один — стоимость в 2500 руб. У Yokohama нет своего «суббренда» — это не означает, что продукция этой фирмы не может быть недорогой. Ведь также выпускается в России. Модель Ice Guard 35, что на фото справа, можно приобрести в пределах 3000 рублей. «Йока» известна и популярна именно по сегменту б/у, а будучи новой, вроде бы неплохо тормозит и управляется, но явно уступает немецким и скандинавским шинам
Сэкономить можно и на других азиатских брендах. И если Kumho, по крайней мере в наличном предложении, представлен на нашем рынке слабо, то Hankook предлагается широко, и при этом в линейке имеются недорогие по нынешним меркам модели. А есть еще Nexen — бренд из Южной Кореи. И Toyo с Nitto — японские марки, принадлежащие одному владельцу. Их мы тоже включили в таблицу стоимости.
Примерная стоимость шин на конец сентября (руб.):
 
И еще пара фактов о зимних шинах. Известно, что неформально «липучки» делятся на «среднеевропейские» и «скандинавские». Первые, имея меньшее количество ламелей и большую жесткость состава резины, рассчитаны на мягкие зимы с чистым асфальтом либо покрытым снежно-водяной кашей. Еще недавно к таковым можно было отнести некоторые модели, скажем, Toyo или Pirelli, но сейчас лидеры рынка поставляют в нашу страну шины «скандинавского» типа — испещренные ламелями и мягкие. Китайские же шинники, как говорилось выше, создают товары из твердых составов. А в Японии зимы не то что в Сибири — это тоже надо учитывать.
Другой момент — количество шипов. Известно, что в ряде европейских государств они запрещены. С июля 2013 года в скандинавских странах их число было ограничено 50-ю на погонный метр протектора. Тем не менее в России и для России выпускаются покрышки с нормальной ошиповкой, когда в средних размерах (те же 15 дюймов) от 110 до почти 200 шипов (в противном случае их менее сотни).
Еще одна тенденция последних лет — снижение массы баллона, которая достигается утончением боковины.
Порой боковина выгибается вот таким образом. Это не брак — стремление сделать сопротивление качению, а значит, и расход бензина меньше. Пробить подобную шину гораздо проще. Источник: drom.ru